Долгое время ароматы «не звучали», а их классификация велась по биологическому типу — цитрусовые, фруктовые, травяные, древесные, пряные. Все изменилось в 1857 году с выходом книги «Искусство парфюмерии». Английский ученый-химик Джордж Уильям Септимус Пиесс, автор книги, предложил новаторский подход к теории запахов и ввел новое понятие — «нота».
Запахи, как и звуки, в определенной степени влияют на обонятельный нерв», — говорит Септимус Пиесс. В «Искусстве парфюмерии» он выявил закономерности между частотой звуковых колебаний и летучестью природных ароматов. Ученый считал, что чем ниже частота колебаний, тем ниже звук, а значит — дольше действует на слух. Соответственно, чем меньше летучесть вещества, тем тише его аромат, значит — дольше действует на обоняние. Звуки с высокой частотой колебаний дадут короткий, но интенсивный шлейф. Недолго прозвучит и мощный звонкий аромат.
Так появился проект «одофона» — музыкального инструмента, напоминающего пианино. Тонкие запахи, по мнению Септимуса Пиесса, соответствовали высоким нотам, тяжелые — низким: «Существует октава ароматов наподобие музыкальной октавы. Определенным запахам соответствуют клавиши инструмента. Миндаль, гелиотроп, ваниль и клематис производят различные степени примерно одинакового впечатления, соответственно, могут быть смешаны. Цитрон, лимон, цедра апельсина и вербена формируют более высокую октаву запахов. Промежуточные запахи, такие как роза, герань и нероли, соответствуют полутонам — черные клавиши». При нажатии клавиш одофон воспроизводит запахи вместо звуков, а гармонические аккорды образуют приятные букеты ароматов. «Аромат будет гармоничным, если запахи будут соединены подобно нотам в аккорде», — говорит автор «Искусства парфюмерии».
Одофон Септимуса Пиесса так и остался блестящей идеей. Конечно, для исполнения задуманных «парфюмерных симфоний» тут много несовершенств. Логика расположения ароматов по уровню летучести нарушена — цибетин (известен как «бобровая струя») находится на самой верхушке гаммы, хотя это не самый летучий запах. Есть и другая неточность. Октава в музыке — интервал, который обращается в чистую приму. Два аромата, составляющие октаву, должны звучать похоже. Однако этот принцип нарушается — жонкиль (разновидность нарцисса) стоит в паре с совершенно далекой амброй. Но есть в одофоне и достаточно близкие соотношения — амбра и стоящий на октаву выше цибетин, оба аромата являются анималистическими.
Если следовать за «гаммой Септимуса Пиесса», то любимый аккорд Чайковского — альтерированная субдоминанта — зазвучит ароматами фиалки, туберозы, свежескошенного сена и полыни. Как видим, аккорд вполне сочетаем с точки зрения аромата и, более того, совместим с акустическим звучанием аккорда в произведениях великого композитора.
Вскоре после выхода «Искусства парфюмерии» в ароматах XIX века заговорили не только о нотах. Появились консонансы — гелиотроп, ваниль, флердоранж, а также диссонансы — ладан, гвоздика, тмин. Гармонию основного аромата мог подчеркивать и смещать акцент, который подбирался по принципу схожести свойств и качеств.
В начале XX века парфюмер Уильям Поучер высказал идею о том, что аромат можно «слушать» подобно симфонии. В своем пособии «Парфюмерия, косметика и мыло» (1923) он предложил метод классификации пахучих веществ по скорости их испарения — верхние, средние и базовые ноты. Мандарин и кориандр, к примеру, относятся к тонким легким запахам, а вот гвоздика, роза и жасмин — к средним. Наиболее медленно испаряются запахи ладана, пачули, дубового мха и ветивера — таковы базовые ноты ароматов.
Парфюмеры усовершенствовали систему Поучера в начале 1990-х. До сих пор, описывая ароматы, различают:
Верхние ноты — первое впечатление об аромате, раскрываются в первые 5–10 минут. Спустя полчаса они перестают звучать, передавая первенство «нотам сердца». Эти ноты длятся несколько часов и сменяются базовыми нотами — финальным и самым стойким впечатлением от аромата. Помимо этого у парфюмеров есть понятие «тона» — узнаваемый, различимый, идентичный запах в композиции, общая концепция.
А как создают новый аромат? Парфюмеры используют конструкцию, условно называемую «органом». Действительно, ряды ступенчатых изогнутых полок по форме напоминают церковный орган, а баночки с эфирными маслами расставлены подобно регистрам этого музыкального инструмента. Каждый из ярусов содержит природный экстракт в порядке, который соответствует парфюмерным категориям — например, пряности или цитрусовые. Также в парфюмерном органе присутствует большое число основных композиций, которые уже содержат аккорды природных или синтетических ароматов.
Исследования Септимуса Пиесса и его одофон нашли продолжение в различных аромаспектаклях и «ароматных концертах». Нота сирени будет уместна в сопровождении музыки Сергея Рахманинова, а «Шехеразаду» Николая Римского-Корсакова мог бы представлять ориентальный амбровый аромат, где роль Шахриара играет холодный кардамон и яркий красный перец, а партию Шехеразады исполнят роза и ваниль. Бывают даже парфюмерные оперы — такую в 2019 году представила режиссер Ася Чащинская на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце. В команду она пригласила парфюмера-постановщика и превратила партитуру «Блуждающих огней» композитора Адриана Мокану в настоящую аромамистерию, повествующую о старинных поверьях и вечном желании человека заглянуть в прошлое.
На фото сверху: Парфюмерный орган в парижском Музее духов «Фрагонар»