Немец Даниэль Мюллер-Шотт давно входит в число лучших виолончелистов мира. Его карьера началась с победы на первом Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Записи виолончелиста удостоены престижных наград в области звукозаписи (ICMA, «Золотой диапазон», Премия немецких критиков, «Choc de Classica» и др.). В 2013 году Фонд Анне-Софи Муттер вручил ему премию Aida Stucki за вклад в расширение виолончельного репертуара. Андре Превин и Петер Ружичка специально написали для него по концерту, а Себастьян Курье и Олли Мустонен – по сонате. Даниэль Мюллер-Шотт играет на виолончели Ex Shapiro, созданной в Венеции в 1727 году Маттео Гоффриллером.
После выступления в Казани Даниэль Мюллер-Шотт (ДМ) поделился с Юлией Калашниковой (ЮК) ощущениями от музицирования с ГСО РТ.
ДМ Впечатления самые положительные. Маэстро очень поддерживает меня. Мы прекрасно понимаем друг друга, так как Сладковский отлично говорит по-немецки. Я приятно удивлен, чувствую, что он по-хорошему амбициозен, имеет большое влияние на музыкантов и уверенно ведет оркестр к цели. Все это очень хорошо для музыки.
ЮК Что для вас значит Концерт Элгара?
ДМ Элгар, когда сочинял концерт, говорил «прощай» не только эре музыкального романтизма. Он говорил и личное «прощай» всему, потому что чувствовал, что после Первой мировой войны больше ничего не будет. Этот трагический элемент наполняет музыку особенной силой. Думаю, он выбрал виолончель потому, что считал, что она сможет представить прощальные моменты лучше всего. Поэтому я должен быть лишь благодарным композитору за то, что у нас теперь есть такой шедевр.
ЮК В этом году у вас выходит новый диск.
ДМ Да, это будет диск с музыкой русских композиторов: Чайковского, Глазунова, Римского-Корсакова. Дирижер Азиз Шохакимов.
ЮК Вы предпочитаете записываться в студии или на концерте?
ДМ Это определенно разные вещи. Волнение концерта делает запись уникальной, потому что у вас есть только единственный шанс это сыграть и запечатлеть. Это что-то вроде кульминации всего. Это здорово! Я люблю концертные записи за интенсивность процесса. Во время студийной работы вы должны с каждым дублем наращивать исполнение, чтобы достичь основной идеи произведения. Мне нравятся оба варианта. У каждого есть свои преимущества.
ЮК Сколько обычно дублей вы делаете в студии?
ДМ Не считал. Много. Ты играешь до тех пор, пока чувствуешь, что можешь еще что-то улучшить. Бывает трудно остановиться, потому что думаешь, что есть силы сделать больше. В какой-то момент даже надо, чтобы продюсер сказал: «Все, давайте прервемся». Запись может занимать часы.
ЮК Как вы относитесь к своим старым записям? Переслушиваете ли?
ДМ Я делаю это редко. Иногда переслушиваю какие-то части. Например, как концерт Элгара. Просто интересуюсь, как я его играл 10 лет назад.
ЮК А совсем ранние записи вы слушаете, например, с конкурса Чайковского? Вы хотели бы что-то там исправить?
ДМ Исправить? Абсолютно все! Было бы очень печально, если бы я не развивался. Тогда я был очень юным, 15-летним. С тех пор я прошел достаточно большой путь, стал более опытным как музыкант. У меня много концертов с разными дирижерами, оркестрами. Важным фактором в развитии артиста также является его инструмент. Рад, что могу играть на такой прекрасной виолончели, как моя, и продолжать совершенствоваться.
ЮК Вы не думали о дирижировании?
ДМ Да, в какой-то момент. Но знаете, я чувствую себя еще очень молодым. Для дирижерской профессии я еще ребенок. Поэтому я не тороплюсь. Может быть, через несколько лет и приду к этому.
ЮК Какая у вас мечта?
ДМ Если говорить о глобальной мечте, то хотел бы, чтобы музыка и искусство в целом имели большее влияние на людей. Чтобы люди становились дружелюбнее и были готовы поддержать друг друга. Если взглянуть на политическую ситуацию в настоящий момент, то хочется, чтобы появился какой-то здравый путь общения друг с другом, появились решения на международном уровне. Ведь так много проблем, которые люди создают себе сами.