Гимны и дифирамбы События

Гимны и дифирамбы

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль «Международная неделя консерваторий»

В этом году форум прошел под знаком особой даты – 160-летия первой консерватории России, и юбилей стал стержнем, сформировавшим главные направления в программе.

На юбилей старейшего музыкального вуза съехались руководство, профессора и студенты российских консерваторий, академий, а также высших школ музыки дружественных стран. В их числе – А. С. Соколов, ректор Московской консерватории имени П. И. Чайковского, А. Г. Занорин, ректор Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, А. А. Кубышкин, ректор Петрозаводской консерватории имени А. К. Глазунова, Ю. Е. Гуревич, ректор Нижегородской консерватории, А. В. Соловьёв, ректор Академии хорового искусства имени В. С. Попова, А. С. Рыжинский, ректор РАМ имени Гнесиных и другие.

Торжественное открытие прошло в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии и началось с награждения почетными грамотами ведущих профессоров консерватории, чей вклад в науку, в исполнительское искусство уже стал частью истории отечественной культуры. Концертная часть вечера стала демонстрацией консолидации сил Московской и Петербургской консерваторий, чье изначальное соперничество ныне уступило место синергии. К сводному хору, объединившему Камерный хор МГК и студентов консерватории-юбилярши,  поочередно выходили его художественные руководители. Александр Соловьёв исполнил актуальную в своем патриотическом посыле миниатюру Петра Корягина «Умей прощать» и отдал дань памяти творчеству Микаэла Таривердиева, познакомив с изумительной по тонкости аранжировкой Алексея Лёвина песни «Маленький принц». Искусство Александра Соловьёва интерпретировать современных авторов как классиков – с тем же разнообразием штрихов, ощущением нюансов стиля – было понято и высоко оценено публикой. С большим успехом прозвучала и аранжировка саундтрека к кинофильму «Мастер и Маргарита» Игоря Корнелюка, сделанная и продирижированная Сергеем Екимовым. А его «Духовный гимн» дал ощущение соборности, сплотив артистов и зал.

Обращение во второй части программы к «Патетической оратории» Свиридова – дало публике возможность взглянуть на шедевр эпохи соцреализма  с позиции сегодняшнего дня, вне идеологической подоплеки. К сводному хору добавились хор Санкт-Петербургского Института культуры, Сводный молодежный оркестр Санкт-Петербургской и Петрозаводской консерваторий, солисты Владимир Ванеев (бас), Наталья Евстафьева (меццо-сопрано) и орган в лице профессора Московской консерватории Евгении Кривицкой. И под управлением ректора Санкт-Петербургской консерватории Алексея Васильева «Патетическая оратория» предстала романтической эпопеей, где нашлось место и героизму, и лирике, и гротеску, и торжественной апологии в духе малеровских апофеозов, когда «вселенная начинает звучать и звенеть, и поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты».

В программе фестиваля были не только концерты на знаковых концертных площадках Северной столицы, но и многочисленные международные семинары, мастер-классы, лекции. Академистов оттенили программы «Салют Бенни Гудмену!» с корифеями петербургского джаза, «Классика – Этно – XXI», включившая выступления Ансамбля узбекских народных инструментов, Екатеринбургского квартета балалаек, оркестра баянистов и аккордеонистов Петербургской консерватории. «Оркестровые академии», превратившиеся в своеобразный батл Российско-китайского симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов…

В образовательной секции знаковым событием, безусловно, явился «Ректорский круглый стол», ставший еще одним хорошим примером необходимости сплоченных действий. На встрече были затронуты вопросы перспектив международного сотрудничества, о чем говорил А. С. Соколов, критериев оценки качества образования в творческих вузах (доклад А. А. Кубышкина), работы федерального УМО (доклад А. С. Рыжинского). А. В. Соловьёв акцентировал достижения Академии хорового искусства в сфере межвузовской интеграции, а также анонсировал начало всероссийского фестиваля «Запечатленный ангел», приуроченного к 90-летию почетного профессора Академии, всемирно известного композитора Родиона Щедрина. Поделились своим опытом и гости из ближнего зарубежья: Е. В. Куракина, ректор Белорусской академии музыки, рассказала, к каким специальностям в настоящее время падает интерес абитуриентов, а С. А. Гафурова, проректор по науке и инновациям Государственной консерватории Узбекистана, затронула вопросы особенностей образования в этом вузе. В дискуссии также приняли участие проректоры Новосибирской, Уральской консерваторий.

Результатом серии хоровых мастер-классов стал гала-концерт «Оркестровые и хоровые академии» в Капелле Санкт-Петербурга. Здесь ректоры, отодвинув на время груз административных забот, занялись творчеством, показав высокое музыкантское мастерство. Опусы Тавенера, Фалика, Фертельмейстера, Батина в исполнении Александра Рыжинского, Александра Занорина, Ивана Стольникова, сочинения Скрябина, Стравинского, Щедрина, Шатковской, Фрадкина у Александра Соловьёва и Камерного хора МГК создали впечатляющую хоровую антологию, охватившую целое столетие российской музыки. Свою лепту внес и Алексей Васильев, сменивший дирижерскую палочку на виолончельный смычок в «Вокализе» и дифирамбе «И снова жить начну» одного из самых востребованных хоровых композиторов Сергея Екимова, а также исполнив «Песнь менестреля» Глазунова с оркестром Петрозаводской консерватории во главе с Алексеем Кубышкиным. Такие творческие мосты определили лицо фестиваля, чье планирование проходило в турбулентных условиях. Однако благодаря опыту бессменного директора фестиваля Лидии Волчек, ее умению мгновенно реагировать на вызовы дня и находить нестандартные решения фестиваль не просто сложился, но и оставил яркие художественные впечатления.