«Вещь в себе» – просветительский цикл Московской филармонии, раскрывающий широкой аудитории загадки знаковых сочинений XX–XXI веков: в предыдущих программах звучали Tabula Rasa Арво Пярта, «Стикс» Гии Канчели, «Музыка пустыни» Стива Райха, «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Очередной концерт абонемента посвящен Альфреду Шнитке и одному из самых известных его произведений. Дирижер Алексей Уткин, Государственный академический камерный оркестр России и его солисты представят Concerto grosso № 1 Шнитке, а Ярослав Тимофеев познакомит слушателей с историей, содержанием и внутренним устройством произведения.
Как полагает автор и ведущий цикла «Вещь в себе» Ярослав Тимофеев, любой настоящий шедевр – вещь в себе: многослойное, таинственное и неисчерпаемое творение. В каждом концерте Тимофеев подбирает ключи к одному музыкальному произведению XX–XXI веков, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижеров. Concerto grosso № 1 (1977) стал своего рода визитной карточкой Альфреда Шнитке, одного из крупнейших отечественных композиторов второй половины ХХ столетия. Для Шнитке сочинение оказалось новым словом в разработке метода полистилистики, где элементы самых разных и даже взаимоисключающих стилей сливаются в единое целое.
Сам Шнитке формулировал эту задачу как «…преодоление разрыва между “Е” (Ernst – серьезная музыка) и “U” (Unter haltung – развлекательная музыка), даже если я при этом сломаю себе шею. Мне мерещится утопия единого стиля, где фрагменты Е и U представляются не шуточными вкраплениями, а элементами многообразной музыкальной реальности. Поэтому в рамках Concerto grosso я ввел некоторые несогласующиеся со стилем отрывки (которые раньше были отрывками музыки для кино): бойкий детский хорал, ностальгически-атональную серенаду – трио, гарантированно подлинного Корелли (сделано в СССР) и любимое танго моей бабушки, которое играет ее прабабушка на клавесине». Упомянутое Танго, изначально созданное для фильма «Агония» Элема Климова, стало одной из самых известных мелодий Шнитке.
Concerto grosso № 1 написан для звездной пары – скрипачей Гидона Кремера и Татьяны Гринденко, лауреатов IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Они неоднократно записывали сочинение и множество раз исполняли его, в том числе с участием автора в качестве пианиста. Впоследствии Шнитке создал еще пять произведений в жанре concerto grosso для разных инструментальных составов.
Оценить Concerto grosso № 1 как важнейший этап творческого пути композитора, почувствовать атмосферу времени, когда рождалось сочинение, слушателям поможет Ярослав Тимофеев — кандидат искусствоведения, один из самых востребованных лекторов в России, автор и ведущий просветительских проектов Московской филармонии.
Следующий концерт цикла «Вещь в себе» состоится 16 марта 2023 года, в программе – «Музыка для струнных, ударных и челесты» Бартока.