В Капелле Санкт-Петербурга – премьера, новая симфония Александра Чайковского, посвященная Петру Первому. О том, как возник замысел сочинения, а также о трендах в современной музыке и в образовании молодых композиторов, с Александром Чайковским (АЧ) поговорила Евгения Кривицкая (ЕК).
ЕК Александр Владимирович, отображение в музыке великой исторической личности не является для вас чем-то исключительным. Напротив, это одна из важнейших линий вашего творчества. Но как возник импульс к созданию партитуры именно о Петре Первом?
АЧ Поступило предложение от Карельской филармонии – написать большую симфонию, посвященную Петру Первому. Я долго думал, как это осуществить. С одной стороны, довольно много сочинений написано об этой исторической фигуре. Я пробовал найти стихи, прославляющие Петра Первого. Но, кроме как у Ломоносова, ничего значимого не обнаружил. Более того, другие поэты в стихах Петра страшно критиковали. Даже удивительно! А в советское время о нем вообще ничего не писали, так как тема царей была под запретом. Получается, что никто, кроме Алексея Толстого, Петра Первого не воспел.
И тогда я обратился к Пушкину. Конечно, есть его поэма «Медный всадник», на сюжет которой Глиэр написал известный балет. Я же взял «Историю Петра I» Пушкина и выбрал отдельные фрагменты – указы, которые мне показались интересными. Они, а также некоторые комментарии самого Пушкина стали текстовой основой для партии мужского хора, который участвует в сочинении также по инициативе Карельской филармонии. Симфония получилась большая, идет около пятидесяти минут.
ЕК Кстати, Мужской хор – единственный профессиональный хоровой коллектив в республике и самый молодой: он создан всего два года назад. А как родилось такое название для симфонии – «Осударева дорога»?
АЧ У Михаила Пришвина есть одноименное произведение, посвященное одному эпизоду из биографии Петра Первого: им был задуман водный путь, соединяющий два моря – Белое и Балтийское. Среди лесов Карелии царь приказал прорубить просеку и протащить волоком посуху суда. И местный люд прозвал этот путь «осударева дорога». Вообще, Петр Первый много сделал для развития этого региона: благодаря ему был основан Петрозаводск, построены железорудные печи – сейчас мы называем их доменными. Он основал минеральные источники, подписав указ «О целительных водах, отысканных в Олонце». Так возникли «Марциальные воды» – бальнеологический и грязевой курорт, первый в России, куда и сам Петр ездил лечиться.
ЕК А почему вы избрали жанр симфонии, а не оратории, что кажется более уместным в данном случае?
АЧ Во-первых, оратории мне надоели (улыбается). Во-вторых, мне хотелось избежать конкретики, тем более что особо интересных текстов я для себя не нашел. Сочинял просто музыку, посвященную жизни Петра Первого. Когда я прочел пушкинскую хронику, то меня потрясло, что, по сути, он все время находился в дороге, столько не ездил никто из наших царей вместе взятых. Петр мотался по России, по Европе. Он в Петербурге-то был в лучшем случае несколько дней подряд – все время куда-то мчался, вел войны. Думаю, этим он подорвал свое здоровье, учитывая, в каких условиях проходили эти поездки, как все тряслись в каретах, в холоде. И попытался его постоянную неустроенность, движение отразить в музыке.
ЕК Вы часто вводите в оркестр нетрадиционные инструменты. Есть ли что-то необычное в этой симфонии?
АЧ Конечно. Я на концерте домристки Екатерины Мочаловой услышал потрясающего баяниста, оказался он из Петрозаводска, и я специально для него написал соло. В остальном – это большой симфонический оркестр. За пультом – руководитель Симфонического оркестра Карельской филармонии Анатолий Рыбалко.
ЕК Вы упомянули Екатерину Мочалову, которая только что провела интересный фестиваль Prima Domra в Тамбове.
АЧ Фестиваль проходит второй год, но в этот раз он был совмещен с конкурсом студентов-домристов училищ и колледжей. Гостями фестиваля стали коллектив Altro coro из РАМ имени Гнесиных под управлением ректора Александра Рыжинского, пианистка Екатерина Мечетина, домрист Александр Цыганков. Получился солидный фестиваль.
ЕК Где проходили концерты?
АЧ В Тамбове прекрасный, с хорошей акустикой концертный зал Колледжа имени Рахманинова. Там состоялось открытие, где прозвучала моя пьеса «Вишневый сад» в новой версии для домры с хором, премьера Концерта для домры с хором a cappella Кузьмы Бодрова – первый в мире опыт подобного сочетания. Катя Мочалова и Катя Мечетина сыграли премьеру сочинения Ефрема Подгайца… Затем традиционно прошел концерт в усадьбе Сергея Рахманинова в Ивановке. Планировали выступить на открытой сцене, но подвела погода, так что все перенесли в дом. А на закрытие вновь вернулись в Тамбов, где слушали победителей конкурса. В финале конкурса они выступали с местным оркестром народных инструментов под управлением своего руководителя Юрия Храмова. Все ребята в основном впервые играли с оркестром, так что для них это был важный опыт.
Победители и лауреаты фестиваля получили интересные награды. Победителю вручили домру мастерской русских народных инструментов Антона Цыганкова, карбоновый футляр для домры и приглашение участвовать в одном из концертов фестиваля Prima Domra в 2023 году. Другим лауреатам также организуют выступления, например, в гала-концерте фестиваля «Балалайка – душа России» в Российской академии музыки имени Гнесиных в 2023 году.
Самое главное, что фестиваль привлек внимание публики, на концертах было много слушателей. Уже есть планы на следующий год, причем возникла мысль сдвинуть сроки проведения на лето, чтобы воспользоваться теплым временем года и все-таки провести часть фестиваля на открытой сцене в Ивановке.
ЕК Вы всегда открыты самым неожиданным творческим идеям. А есть ли новации на кафедре композиции в Московской консерватории, которую вы возглавляете?
АЧ Вы помните, что год назад мы объединились с теоретиками, и теперь у нас единый научно-композиторский факультет. Тому несколько причин, в частности, то, что сильно снизилось качество подготовки абитуриентов по сольфеджио, гармонии. Получилось так из-за того, что сейчас можно поступать в вуз, не имея специального среднего образования. Это позволило людям, имеющим подготовку на уровне музыкальной школы, претендовать на места в консерватории. И когда нет конкурса, то некоторых мы вынуждены брать, а потом приходится их обучать азам теории. Когда был композиторский факультет, то композиторы сами вели теоретические предметы, потому что студенты имели солидную училищную теоретическую базу и с ними можно было уже заниматься какими-то специфическими вещами в области формы, гармонии с позиции композиторов-практиков. Сейчас же это не имеет смысла: они вообще не знают, что такое двойная доминанта. Им нужен ликбез, поэтому мы обратились за помощью к нашим теоретикам.
В этом учебном году объединили кафедры композиции и инструментовки. За последние несколько лет у нас сократился штат профессоров – ушла из жизни Татьяна Чудова, уехал Владимир Тарнопольский. С другой стороны, некогда Эдисон Денисов работал на кафедре инструментовки, но у него были ученики-композиторы. Да и сейчас есть аналогичные примеры: Валерий Кикта, Кузьма Бодров, Ольга Бочихина. Мы приняли в этом году на работу и уже хорошо известных композиторов, таких как Максим Дунаевский, Андрей Микита, и молодежь – Андрея Бесогонова, Марию Аникееву, лауреатов композиторских конкурсов. Считаю, что в современных условиях это правильный шаг. С Максимом Дунаевским мы дружим еще со времен консерватории. У него великолепная школа – он учился у Щедрина, Хачатуряна, а в аспирантуре – у Тихона Хренникова. При этом он обладает особым опытом и знаниями в сфере популярной музыки – в театре и в кино, что крайне интересует наших студентов. Например, как происходит продуцирование мюзиклов – в этой сфере он всем нам может дать фору.
ЕК Ну, вам ли, автору мюзиклов «Оливер Твист» и «Свидание в Москве», говорить, что вы что-то не знаете об этом жанре?
АЧ Такими всенародными хитами, как у Максима, редко кто может похвалиться.
ЕК В РАМ имени Гнесиных уже пару лет как продвигают концепцию, что композитор должен «повернуться лицом» к публике, что надо обучать студентов прикладным вещам, востребованным в реальной практике, а не квартетам, симфониям или абстрактным авангардным опусам. Нет ли в этом тоже крайности?
АЧ Композитор в вузе должен пробовать все. Что у него будет лучше получаться, он поймет дальше, в самостоятельной жизни. А дать ему возможность проявить себя в разных ипостасях – наша обязанность. У нас на третьем – четвертом курсах все студенты будут посещать электронную студию и их будут учить создавать электронные композиции. Более того, по желанию на выпуске они смогут одну из пьес показать как часть дипломного проекта. Они изучают специфику духового оркестра. Мы с Максимом Дунаевским договорились, что он, как худрук филармонии Московской области, предоставит возможность знакомства с оркестром русских народных инструментов. Наши студенты что-то напишут, а коллективы областной филармонии сыграют. Это даст новый опыт и навыки в этой сфере. Многие интересуются джазом – я думаю, чтобы сделать факультатив. Пока я организовал встречу первокурсников с Игорем Бутманом…
Современная музыка крайне многожанровая, сейчас перемешивается жесткий авангард с элементами джаза, эстрады. Это огромный котел, в котором все варится. Ребята нам задают вопросы – и мы должны им отвечать, должны идти в ногу со временем.