Lux in tenebris События

Lux in tenebris

Камерный хор Московской консерватории представил праздничную программу к 10-летию художественного руководства Александра Соловьёва

История этого хора хорошо известна. Он создавался в 1994 году как экспериментальный, чтобы исполнять то, за что не брались другие артисты. Таким сверхамбициям были, наверное, и личные причины, но так или иначе Борис Тевлин, основатель хора, действительно сформировал стратегию, которая позволяет до сих пор оставаться эксклюзивным, со своим особенным лицом коллективом. Пока другие поют русские народные песни и проверенную классику, Камерный хор МГК и его нынешний художественный руководитель профессор Александр Соловьёв прочно обосновались в современном репертуаре. Нет, конечно, эти певцы знают и любят Чайковского, Рахманинова, принимают участие в оперных проектах, возрождающих забытых авторов XVIII–XIX столетий. Но девяносто процентов из ста в их выступлениях — музыка, написанная «здесь и сейчас», нередко специально с расчетом на технологические возможности этих молодых ребят.

В юбилейном буклете приведена статистика: за десять лет каждый год хор успевал сделать примерно пятьдесят программ в сезон. То есть бывали недели, когда надо было выходить на сцену через день и петь что-то новое. А ведь Камерный хор МГК состоит из студентов, ротация в нем ежегодная. Но, признаемся, есть костяк энтузиастов, которые, окончив альма-матер, не покидают хор, ставший для них уже и семьей, и судьбой. Да и студенты относятся с трепетом и пониманием ценности того шанса, той уникальной возможности сразу погрузиться в настоящее творчество, быть востребованными публикой, выходить на главные столичные сцены и гастролировать по России и за рубежом. Хронограф показал впечатляющую географию, и даже сейчас обороты не снижаются: летом хор ездил на фестиваль в Абхазию, после Большого зала консерватории в графике концерты с оркестрами в Московском международном Доме музыки, в «Зарядье», участие в фестивалях современной музыки, поездки в Петербург и в Екатеринбург.

О том, какова репутация коллектива, свидетельствовал набор солистов, пришедших помузицировать в юбилейный вечер. Только участие народного артиста СССР Юрия Башмета поднимает статус мероприятия в топ любого рейтинга. Не говоря уже о том, что сыграл он не «дежурный шлягер», а осуществил с хором мировую премьеру сочинения Кузьмы Бодрова Lux in tenebris («Свет во тьме»). Для премьеры композитора Ольги Алюшиной — «Поэмы памяти защитников» (на стихи О. Берггольц) — на роль чтеца была приглашена популярная драматическая актриса Елена Захарова. А произведения Владимира Высоцкого в хоровых аранжировках прозвучали в исполнении его сына — харизматичного Никиты Высоцкого и органистки, профессора Евгении Кривицкой. Запомнились и голоса вокалистов — лауреата международных конкурсов Марии Челмакиной, ведущего солиста «Геликон–оперы» Дмитрия Хромова.

Кузьма Бодров, Юрий Башмет, Александр Соловьёв и Камерный хор Московской консерватории

Уже из перечисленного списка заметна определенная стилевая пестрота: можно ее определить как всеядность или считать широтой кругозора — тут дело вкуса. Но сам худрук Камерного хора МГК о своей позиции говорит так: «Особое направление в нашей репертуарной политике — сочинения, которые могут вызвать “улыбку” у любителей авангарда. Однако мы не можем игнорировать то, что происходит в искусстве в XXI веке. Я имею ввиду жанр кроссовера, который сейчас выходит на первый план. Меня привлекает в этом направлении возможность неожиданных сочетаний инструментов с хором, приглашение персоналий, на первый взгляд неожиданных для академического коллектива. Именно поэтому в программе юбилейного гала — аранжировки популярных песен Владимира Высоцкого, Марка Фрадкина, Микаэла Таривердиева». Добавим к перечислению и саундтрек «Три товарища» из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуарда Артемьева, в котором солировали ректор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный артист России Алексей Васильев (виолончель) и артист оркестра Большого театра Алексей Корнильев (труба), и попурри из эстрадно-джазовых песен, где к певцам присоединились народный артист России Даниил Крамер и джазовая певица Этери Бериашвили.

За кадром в нашей рецензии осталась оценка исполнения в силу того, что каждая пьеса была отделана филигранно, доведена до идеального блеска — хоть бери звуковую дорожку и издавай компакт-диск. И это тоже фирменное качество Камерного хора МГК: нацеленность на наилучший результат именно на концерте. Почти после каждого номера на сцену выходил его автор — ситуация тоже крайне редкая, ведь чаще всего в БЗК играют сочинения, чьих создателей можно опознать, посмотрев на развешанные по стенам портреты. А тут публика увидела воочию и аплодировала сегодняшним героям — Ефрему Подгайцу, Валерию Кикте, Александру Клевицкому, Сергею Екимову, Петру Корягину, Артему Ананьеву. А даже те, кто в силу обстоятельств физически отсутствовал в зале, виртуально были рядом благодаря трансляции телевидения Московской консерватории. Сразу после окончания вечера (длившегося почти три часа!) свои поздравления и слова признательности прислали Родион Щедрин и Александр Чайковский.

Кстати, с интерпретацией опусов этих двух композиторов связаны самые радикальные художественные поиски Александра Соловьёва, его заход на территорию хорового театра и стремление к синтезу разных искусств. «Вечер замедленный» Щедрина продолжил серию мировых премьер этого композитора, где смысл музыки визуализируется через сценическое движение. Режиссер Виктория Агаркова нашла интересное решение, как передать безысходное одиночество, тоску и в то же время «неяркое очарование» жизни маленького городка, описанное в стихотворении Э. Лимонова и выраженное в музыке. Можно было бесконечно изумляться, как хор справился и с интонационными сложностями, и с мизансценами (часть певцов выучила свои партии наизусть) — получилось завораживающее действо, втягивающее слушателей в гипнотическую ауру сочинения Щедрина.

Фрагмент из оперы «Ермак» А. Чайковского уже стал «хитом» и одной из визитных карточек Камерного хора. Само название «Будем биться, будем драться» словно намекало на молодой задор и в хорошем смысле на дерзость этих музыкантов. Чтобы усилить «наступательный» характер музыки и создать эффект оркестральности, к органу присоединился рояль (Дмитрий Онищенко), поддерживая маршевую поступь хористов, которые в кульминации (на словах «Без победы не вернемся») швырнули ноты в зал. Патриотический месседж тут прочитывался однозначно, но главное, что объединило все номера в единую концепцию, — это слава искусству, его творцам. Поэтому обрамляли вечер опусы Скрябина и Рахманинова — столпы, на которых зиждется наша культура. Публика выходила одухотворенная и заряженная позитивными эмоциями, ведь артисты в этот вечер «признавались» в любви миру, воспевали красоту, вели к свету — без иронии и сарказма над вечными ценностями.