Он стал особенным для Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и для его художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского, так как помимо традиционной сильной программы, один из концертов фестиваля в прямом эфире транслировался на весь мир европейским интернет-каналом классической музыки Medici.tv.
Пять дней фестиваля были музыкально насыщенными и интересными. Юный пианист Дмитрий Ишханов стал открытием первого вечера, которое записывало и транслировало радио «Орфей». Блистали скрипач Сергей Крылов, пианисты Лукас Генюшас и Павел Нерсесьян; дирижеры Кристофер Чен (Австралия–Китай) и Константин Чудовский (Россия–Чили) представили свои программы публике Концертного зала имени С. Сайдашева в первой половине фестиваля. Но его апофеозом, безусловно, стали два его последних концерта.
Для ГСО РТ проверкой на прочность стало 17 апреля, когда представители французского интернет-канала Medici.tv прибыли в столицу Татарстана для съемок четвертого концерта, в котором были заявлены произведения двух композиторов-романтиков – Эдуарда Элгара и Антонина Дворжака. Солировал немецкий виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт.
Для Госоркестра Республики Татарстан это не первый опыт. В 2014 году их знаковое выступление в Большом зале Московской консерватории записывал телеканал Mezzo: тогда с ГСО РТ выступил Денис Мацуев в Концерте № 2 Листа, а также прозвучала Первая симфония Рахманинова.
Тем не менее, напряжение витало в воздухе: ведь оркестр и виолончелист встречались впервые. Даниэль прилетел в Казань рано утром 16 апреля, сразу после двух, стоящих подряд, концертов в Испании и Англии. Усталость, казус в казанском аэропорту с документами на дорогой старинный инструмент – все эти неприятности, как ни старались, не испортили главного момента вечера, на который и был назначен прямой эфир.
Трансляция началась с Торжественного церемониального марша № 1 ре минор Элгара. Бравурная, блестящая, искрящаяся музыка прекрасно подошла для начала столь важного для оркестра концерта и настроила слушателей на праздничное и внимательное восприятие. Маэстро Сладковский словно парил за дирижерским пультом, воодушевляя музыкантов.
После марша музыка Элгара продолжила звучать. Но это уже был другой Элгар. Виолончельный концерт ми минор op. 85 относится к числу последних глобальных сочинений британского композитора. В отличие от праздничного марша это четырехчастное произведение наполнено серьезными переживаниями и глубокими размышлениями. Оно давно вошло в репертуар Даниэля Мюллера-Шотта. В апреле 2006 года на лейбле Orfeo у музыканта вышел диск с записью концерта. С тех пор он регулярно исполняет его с ведущими оркестрами мира. С Александром Сладковским и ГСО РТ у Даниэля первая совместная работа, и она оказалась очень удачной.
Речитатив виолончели начинает повествование концерта Элгара. Безупречная техника, филигранность фразировок, тончайшие динамические нюансы, экспрессия чувств, четко контролируемая и дозируемая, не переходящая в неистовство, – так можно охарактеризовать игру Мюллера-Шотта в этот вечер. И, конечно же, изумительный звук виолончели, подчиняющейся исключительно воле музыканта. Все это в удивительном балансе с казанским симфоническим оркестром, с полным взаимопониманием солиста и дирижера. Естественно, что зрители не могли не оценить это исполнение. После продолжительных оваций Мюллер-Шотт на бис подарил российской публике «Спасибо большое» – единственные слова, которые он знает по-русски – и «Хабанеру» Мориса Равеля.
Во втором отделении в прямом эфире на весь мир состоялось премьерное для Казани исполнение Симфонии № 7 Дворжака. По словам Сладковского, Дворжак должен был быть и в первом отделении в виде виолончельного концерта, но Мюллер-Шотт предложил сыграть вместо него Элгара. Это кажется разумным, так как Дворжака в России виолончелист исполнял несколько раз (в 2008 году в Санкт-Петербурге и в 2014 году в Москве). Несмотря на то, что именно с победы в Москве на первом Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского началась его профессиональная карьера солиста, в России Даниэль не частый гость. Поэтому сыграть что-то новое из своего репертуара для российской публики, а не повторяться, выглядело логично.
Седьмая симфония Дворжака считается одной из самых драматических сочинений композитора. Созданная в 1885 году для дебюта композитора в Лондоне, она в наше время звучит гораздо реже двух последних симфоний. Некоторая диспропорция первых трех частей, сочиненных с подлинным вдохновением, и финала, более шаблонного по материалу, выдвигает определенные сложности для исполнителя. Но маэстро Сладковский показал себя умелым драматургом, умеющим высветить выигрышные стороны сочинения и отвлечь внимание от слабых. Седьмая Дворжака подвела финальную черту всему вечеру и прекрасно завершила трансляцию.
Финальный концерт фестиваля состоялся 20 апреля: его интригой стало участие любимого в России французского пианиста Люки Дебарга, чьи поклонники приехали из разных городов России, чтобы услышать его игру. Дебарг пришелся по вкусу российским слушателям во время участия в XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Он покорил своей непосредственностью и некоторой наивностью. С тех пор прошло несколько лет. Мастерство пианиста возросло и получило должную огранку, хотя ансамбль с оркестром по-прежнему остается не самой сильной стороной его творчества. Остается ощущение, что наличие партнера на сцене сковывает Дебарга, не дает раскрыться его индивидуальности.
Так вышло и в этот раз. Когда после аккуратно исполненного Первого фортепианного концерта Ф. Шопена наступил момент «бисов», Люка Дебарг преобразился и исключительно тонко, красивым туше сыграл три миниатюры: «Ностальгию» Милоша Магина, Баркаролу № 4 Г. Форе и Сонату ре мажор Д. Скарлатти.
Второе отделение было отдано Симфонии № 3 «с органом» К. Сен-Санса, где солировала органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая – безусловный мастер своего инструмента.
Хотя партитура не предъявляет сверхъестественных технологических сложностей, но требует понимания французского стиля, где легкость, шарм и изящество всегда соединены с рациональным подходом. Все это присутствовало в интерпретации Сладковского, который собрал довольно пестрый тематический материал симфонии в единое сквозное повествование.
В отличие от некоторых других исполнений Третьей симфонии, где партия органа бывает сильно завуалирована и даже практически не ощутима, в данном случае инструмент звучал явно, мощно и уверенно, обозначая вслед за замыслом автора лирические и героические кульминационные моменты. Орган тембрально идеально сочетался с оркестром, вплетаясь в симфоническую канву, при этом не разрушая основную идею сочинения и не превращая его в органный концерт.
Сладковский не случайно выбрал эту симфонию для последнего дня. Ее грандиозный финал-апофеоз оказался отличной завершающей точкой всему рахлинскому марафону. А благодаря трансляции радио «Орфей», чудесную музыку Сен-Санса смогли услышать во многих регионах России и вновь порадоваться успехам ГСО РТ.