Прошлое и современность, отраженные в новых партитурах События

Прошлое и современность, отраженные в новых партитурах

Проекты для музыкального театра обсудили в рамках лаборатории композиторов

С момента своего зарождения музыкальный театр всегда вслушивался в жизнь, являлся отражением социума, линзой, собирающей все проблемы общества. А фактором прогресса театрального искусства становился приток новых творческих сил. Появлению новых имен композиторов и драматургов более ста лет способствуют различные творческие лаборатории, аккумулирующие поиски современных авторов. Так, еще во времена К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в созданном ими театре практиковались студенческие, режиссерские лаборатории, аккумулирующие революционные искания молодых новаторов. По аналогии с этими новаторскими проектами уже во второй половине ХХ века в Большом театре была создана студия Бориса Покровского, которая затем выросла в его Камерный театр. Многолетней историей располагают творческие лаборатории в СТД и многих региональных профессиональных союзах и объединениях.

Все поиски, которые ведутся в таких творческих лабораториях, утверждают важнейшие слагаемые современного театра: оставаться творчески свободным и слышать пульс времени. Лучший пример умения слышать время – это постановка Станиславского оперы «Богема» Пуччини (МАМТ, 1927), в которой действие было перенесено в эпоху НЭПа. Более колоритного примера актуализации сложно представить. А под творческой свободой понимается не отрицание традиций, а возможность идти своим новаторским путем. Так, поиски новых выразительных средств, заложенные в музыке молодого композитора Константина Комольцева, привлекли внимание к его таланту художественного руководителя Театра имени Н. И. Сац режиссера Георгия Исаакяна. В итоге Комольцев стал автором музыки к резонансной постановке «Любовь к трем цукербринам». Партитура оказалась под стать необычному спектаклю на сюжет Виктора Пелевина, в оформлении которого впервые в истории музыкального театра использовалась техника компьютерной добавленной реальности. А знакомство молодого композитора и руководителя Театра Сац состоялась на прошлогодней Лаборатории композиторов, проводимой в рамках конференции Ассоциации музыкальных театров (АМТ).

Каждый год этот форум становится итогом фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», проходящего при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив. И важнейшим акцентом в ее программе становится именно Лаборатория композиторов. Уже в четвертый раз ее проводит Председатель Свердловского Союза композиторов, художественный руководитель Передвижного камерного музыкального театра «Живой театр» Александр Пантыкин. Из полусотни заявок, присылаемых (в электронном виде) на просмотр, он отбирает всего несколько, которые в рамках Конференции АМТ выносятся на суд аудитории, состоящей из профессионалов – режиссеров и директоров региональных и столичных театров. Оценка заявок финалистов осуществляется не только исходя из профессионализма, свежести и оригинальности замыслов, но и учитывая практические навыки, демонстрируемые драматургами и композиторами в своих проектах. Ведь понимание работы постановочной команды, производственных цехов театра важно для слаженной и успешной работы над выпуском спектакля.

В итоге на недавней Лаборатории композиторов конференции АМТ были представлены все жанры современного музыкального театра. География Лаборатории охватила самые разные регионы страны, а тематика и стилистика произведений были не менее многогранны. Удивлял выбор литературных первоисточников, среди которых были настоящие редкости. В то же время вечная классика в виде произведений Пушкина и Островского вновь вдохновила авторов и, несомненно, всегда будет привлекательна для публики. Ведь за один вечер, посмотрев спектакль, узнать, о чем та или иная повесть или поэма, – это всегда легче, увы, чем читать книгу.

Хрестоматийное стихотворение Пушкина «Бесы» стало основой камерной оперы «Ненастье» Вячеслава Какалина из Новосибирска. В нестандартном оркестровом составе этой партитуры задействован даже такой редкий инструмент, как терменвокс – первый образец синтезатора, мистический и загадочный звук которого не спутать ни с чем. Еще одно обращение к пушкинскому сюжету – мюзикл «Метель» по повести Пушкина, созданный творческим тандемом опытных авторов: поэта и либреттиста Льва Яковлева, создавшего пьесы и либретто для многих театров, и композитора, руководителя Московского детского театра эстрады Валентина Овсянникова. В этом красивом и интересном спектакле есть над чем поработать певцам, есть над чем пофантазировать постановщикам, а партитуру будет интересно исполнять оркестру.

В преддверии 200-летия со дня рождения Александра Островского Сергей Моисеев из Озерска обратился к одной из известнейших пьес драматурга и создал водевиль «Женитьба Бальзаминова», гибко сочетающий этот популярный в XIX веке жанр и советскую оперетту XX столетия. Такое стилистическое сочетание зазвучало очень современно. Водевиль-оперетта «Женитьба Бальзаминова» станет прекрасной возможностью для молодежи прикоснуться к образному миру пьес Островского.

К редкому литературному первоисточнику обратилась Екатерина Хмелевская из Москвы. Ее камерная опера-балет «Нежность» создана по рассказу Анри Барбюса. Синтез камерной оперы и балета, оригинально трактуемая тема времени, минимализм в музыкальной стилистике – вот самые яркие стороны сочинения этого молодого композитора.

Не менее интересен в качестве первоисточника и роман «Моби Дик» Германа Мелвилла. Его переработал в либретто своей оперы композитор Евгений Перевалов из Екатеринбурга. Композитор стилизует партитуру в манере западноевропейского барокко. И ему удается создать потрясающе точную стилизацию, которая дает полное ощущение того, что звучит европейская музыка XVII -XVIII веков.

Еще одним обращением к барокко, но на этот раз русскому, стала опера-мистерия «Злоключения Василия Баранщикова. 1787 год» Сергея Зятькова из Сургута. Особенно интересна эта постмодернистская стилизация барокко своим обращением к традиции кантов – раннего классического хорового пения. Своеобразна история появления замысла. Книгу «Злоключения Василия Баранщикова. 1787 год» композитор обнаружил совершенно случайно, работая в каталоге одной из американских библиотек. Рукопись попала туда, потому что сюжет этого «романа странствий», написанного реально жившим в XVIII столетии купцом Баранщиковым, завершается в Америке. Туда доплывает в поисках обогащения отчаянный русский купец. Полная описаний разных приключений оригинальная рукопись XVIII столетия вдохновила композитора на создание масштабной оперы в стилистике старины.

Единственным проектом, основанным на оригинальном сюжете, а не опирающимся на литературные первоисточники, стал балет «Бессмертный полк» Алины Небыковой из Москвы. Этот одноактный спектакль посвящен знаменитым шествиям в память погибших в День Победы. И учитывая опору сюжета на историю Великой Отечественной войны, в музыке немало аллюзий на советскую классику: от узнаваемого музыкального языка трагических произведений военной тематики Шостаковича до патриотической лирики советских песенников. Но весь этот сплав интонаций гибко синтезируется в органичное целое, что делает партитуру Алины Небыковой интересным явлением.

В целом Лаборатория композиторов показала, что сегодняшние авторы стремятся не только развлекать публику, но призывают слушателей задумываться над смыслами. И смело обращаются к самым разным стилям и жанрам. Глядя на такое разнообразие проектов, невольно возникает уверенность в сохранении интереса к театру у зрителей самых разных пристрастий и поколений.

На фото: Георгий Исаакян и Александр Пантыкин на Лаборатории композиторов в рамках Конференции Ассоциации музыкальных театров