Олег Гудачёв – петербургский композитор, сумевший сблизить акустические музыкальные инструменты и современные технологии. Область его интересов сегодня в большей степени связана с ансамблевой музыкой, соединившей в едином пространстве живой звук и саундскейп, человеческий голос и акусматику. В последние годы он много пишет для театра и создает звуковые инсталляции – в 2022-м номинирован на национальную премию «Золотая Маска» за композиторскую работу в хореографическом спектакле Ксении Михеевой «Место, которого еще не было», а инсталляция «Архипелаг» полгода звучала в рамках проекта «Настройки» в Доме культуры «ГЭС-2».
3 декабря в Санкт-Петербурге на Втором фестивале искусств «Время Стравинского» исполнят мировую премьеру композиции «Петрополис» для оркестра, хора и электроники. Олег Гудачёв (ОГ) рассказал Владимиру Жалнину (ВЖ) о новой партитуре.
ВЖ «Петрополис» – так называлась твоя инсталляция, которую можно было услышать в октябре в Петропавловской крепости. Как инсталляция превратилась в полноформатную оркестровую пьесу?
ОГ Художественный руководитель фестиваля «Время Стравинского» и МолОт-ансамбля Артур Зобнин побывал на выставке «Петрополис», посвященной 350-летнему юбилею Петра I, расслышал в моей инсталляции оркестровый потенциал и предложил мне адаптировать композицию для хора и симфонического оркестра. Я с радостью согласился, особенно когда узнал, что за дирижерским пультом будет Федор Леднёв, а партию хора исполнит петербургский коллектив Festino.
ВЖ Какую роль в акустической партитуре «Петрополиса» играет саундскейп?
ОГ Формообразующую. В инсталляции, созданной по инициативе фонда «Эрмитаж XXI век», моей главной задачей стало музыкальное путешествие – провести слушателя по акустическому маршруту европейских путешествий Петра I. Получилась цепь разнообразных саундскейпов и акусматических воображений. К примеру, начинается все с синтезированного звучания «кладки кирпичей». Это то ли начало строительства города, то ли бесконечно пересобираемые казематы. По сравнению с инсталляцией в симфонической версии будет любопытно услышать, как взаимодействуют саундскейп, хор и оркестровое звучание.
ВЖ Обращался ли ты к каким-то документальным источникам, чтобы воссоздать саунд Петровской эпохи?
ОГ Кураторы выставки организовали для меня лекции и встречи с сотрудниками Петропавловской крепости, историками и специалистами по Петровской эпохе. Все они сформулировали очень точные рекомендации по книгам о Российской империи конца XVII – первой четверти XVIII века, чтобы максимально глубоко погрузиться в материал. Помимо этого, я пересмотрел множество фильмов, изучая, как представляли и воображали звучание Петровской эпохи другие композиторы и саунд-дизайнеры. К примеру, погрузился в дилогию «Юность Петра» и «В начале славных дел» с музыкой Владимира Мартынова, фильм «Царевич Алексей» с музыкой Андрея Петрова. На саунд «Петрополиса» также повлияла экскурсия в Петропавловский собор. На самом верху, куда не добираются туристы, находятся часовой механизм и куранты, чуть ниже – колокола и карильон. Все эти объекты можно расслышать в моей музыке.
ВЖ Мировая премьера новой версии «Петрополиса» пройдет в зале Екатерининского собрания. Есть ли какие-то стереофонические особенности исполнения твоей партитуры?
ОГ Возможны разные градации реализации акусматики. Во время звучания инсталляции на Петровской аллее Лиза Савина, куратор выставки в Петропавловской крепости, организовала шикарные акустические условия: возможности 16-канального воспроизведения, система пространственного микширования Meyer Sound и лучшие акустические системы, которые идеально подходят к уличной ситуации воспроизведения звука. Сейчас инсталляция звучит в стереоварианте в Инженерном доме Петропавловки (к слову, выставка продлится до конца января 2023-го), и этот вариант звучания тоже хорошо вписывается в пространство – музыка не перетягивает внимание на себя, а создает необходимую атмосферу. Отсюда и более скромное акустическое воплощение. Работая над пьесой, я стремился к универсальности. Писал с расчетом на то, что предполагаются кардинально разные условия звучания новой партитуры. В зале Екатерининского собрания должен быть квадрофонический звук – в этом зале совсем недавно исполняли мой акусматический балет «Черный сад», звучало отлично.
ВЖ «Петрополис» сыграют в одном концерте вместе с Requiem canticles Игоря Стравинского, одним из самых «архитектурных» опусов позднего периода. Важна ли симметрия в композиции твоей новой пьесы?
ОГ У меня кардинально другая история. В Реквиеме Стравинского четкая симметричная номерная структура с центром в пятой части, с прелюдией и постлюдией по краям. В «Петрополисе», конечно, тоже можно условно очертить границы разделов, однако архитектонической симметрии в их чередовании нет. Я старался создать непрерывную текучую форму без четких границ и переходов. В одном только вступлении, к примеру, морфируют несколько самых разных «музык». После наступает продолжительный карильонно-хоровой раздел, перетекающий в разреженное звучание звукового пейзажа Амстердама. Именно туда царь Петр прибыл для изучения кораблестроения, так что «Петрополис» – воображаемый звуковой слепок Петровской эпохи.
ВЖ Недавно ты во второй раз стал победителем программы творческих заказов Союза композиторов России «Ноты и квоты». В прошлом году в рамках этой творческой программы ты создал ансамблевую пьесу для коллектива KYMATIC. Расскажи, пожалуйста, о новом произведении?
ОГ Мне давно хотелось сочинить сольную пьесу для Арины Зверевой, потрясающей певицы и лидера ансамбля N’Caged. Рад, что благодаря программе Союза композиторов у меня появилась такая возможность. Специально для Арины я написал пьесу «Скажи мне я кто я из нас» на тексты Александра Введенского. В композиции будет не только голос, но и электроника. Летом вместе с Ариной мы обсуждали звучание, стилевые очертания и каким могло бы получиться это экспериментальное произведение. Сейчас я закончил предварительный вариант партитуры, мировая премьера прозвучит в 2023 году.