Опера «Гугеноты» впервые появится на большой сцене Мариинского театра

30.11.2022
Опера «Гугеноты» впервые появится на большой сцене Мариинского театра

5 декабря в Мариинском-2 Валерий Гергиев, солисты, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят I и II акты редко исполняемой оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты». Ведущие партии исполнят Мария Баянкина (Валентина), Анастасия Калагина (Маргарита Валуа), Дарья Росицкая (Урбан) и Гамид Абдулов (Рауль де Нанжи).

Классический образец большой оперы — «Гугеноты» — сделала своих авторов невероятно популярными для своего времени. Одни критики превозносили эту оперу до небес, другие нещадно бранили, у публики же успех сочинения был непоколебимым, и до начала ХХ века оно не сходило с афиш по всему миру, выдержав в одной только Гранд-опера свыше тысячи представлений.

Авторы бестселлера — композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб — вложили в свое творение все, что могло бы обеспечить ему популярность, и очень постарались, чтобы зритель не заскучал. Опера полна резких контрастов: на сцене и в музыке то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий и заключается один из секретов обожания «Гугенотов».

В России «Гугеноты» долго не могли попасть на русскую сцену. Сначала они были исполнены немецкой труппой в 1843 году. В 1850-м опера добралась до императорской сцены и прозвучала в Большом театре Петербурга, но постановка была сделана силами итальянских артистов в урезанном и переделанном виде. Действие было перенесено в Италию, а гугеноты и католики превращены в гвельфов (представителей интересов Римского Папы) и гибеллинов (сторонников германского императора). Хотя, подобные изменения происходили с этой оперой повсеместно — помимо «Гвельфов и гибеллинов» и оригинального названия, она была также известна как «Англикане и пуритане» и «Ренато ди Кронвальд». Впервые в исполнении русской оперной труппы «Гугеноты» были поставлены в Петербурге 2 февраля 1862 года.

Горячим поклонником этой оперы был Петр Чайковский, который посещал спектакли в Париже. Свои впечатления он выразил так: «“Гугеноты” — одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями».

Соглашаясь с мнением великого соотечественника, коллектив театра и Валерий Гергиев активно готовят это некогда популярное, а сегодня редко встречающееся на оперных сценах сочинение, чтобы представить его в Мариинском в юбилейном для театра 240-м сезоне. Артисты знакомили современных зрителей с малоизвестным названием постепенно: сначала в камерной версии под фортепианный аккомпанемент, а затем, 5 декабря, — уже с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева.