О великом Чайковском написаны десятки книг – с разной степенью научной достоверности и авторской вовлеченностью. Что можно было рассказать об этом композиторе, например, в советское время? Любил природу, народные песни и помогал бедным. Сегодня границы нашего представления значительно расширяются. Оказывается, Петр Ильич посещал Берлинский зоопарк, наблюдал за тем, как кормят крокодилов и удавов, а потом советовал Надежде Филаретовне фон Мекк тоже на это обязательно посмотреть. Вместе с тем однажды Чайковский спас бедную дворняжку Бишку, которую мальчишки хотели утопить в Москве-реке, и долгие годы потом о ней милосердно заботился. Чайковский – личность сложная и противоречивая, что понятно даже по столь необычным нюансам.
Стоп. Зачем вообще нужны книги о композиторах, если есть музыка, которая сама за себя все говорит? Согласитесь, такое мнение мы слышим сплошь и рядом. Но говорит ли музыка все и до конца? Профессионалы знают: интерпретация музыкальной мысли невозможна без погружения в контекст. И на сегодняшний день новая книга Ады Айнбиндер о Чайковском вполне может и должна стать ключевым источником для постижения глубины этого сверхпопулярного композитора, о котором мы знаем все и ничего одновременно.
Ада Айнбиндер в процессе двухлетней работы над книгой пользовалась не только уже известными, но и до сих пор еще не неопубликованными архивными материалами. С детства Петр Ильич стал для Ады, как она сама говорит, практически братом, поскольку в Доме-музее в Клину всю жизнь трудилась ее мама, Полина Ефимовна Вайдман, – выдающийся ученый и крупнейший специалист по русской музыке эпохи Чайковского. Тот искренний пиетет перед личностью композитора и объемное погружение в его музыку, которое абсолютно чувствуется у автора, ставит новую книгу на еще более значительную высоту.
Презентацию в геликоновском Белоколонном зале княгини Шаховской провели Евгения Кривицкая и Ольга Русанова, виртуозно модерируя удачно выбранный формат: публике в зале заранее раздали листочки, чтобы они формулировали свои впечатления о музыке Петра Ильича, задавали Аде вопросы и нафантазировали альтернативный подзаголовок для книги. Многие признали, что «Неугомонный фатум» (цитата из программы Четвертой симфонии) подходит идеально, но другие интересные варианты все же появились – победило философское изречение «Бог русской грусти».
Зрительские импровизации получились бесподобными. Люди интересовались о том, какой чай и с каким вареньем пил Чайковский. Кто-то даже спрашивал о его любимом парфюме: хотелось понюхать композитора. И о том, какую бы музыку еще он мог написать. Ада рассказала, что у него в неосуществленных планах значилась опера на французском языке для Опера Гарнье.
Разумеется, в этот вечер не могла не звучать музыка композитора. Несколько романсов исполнил солист «Геликон-оперы» Дмитрий Хромов в ансамбле с пианисткой Ириной Ковалевой. «Размышление» с «Сентиментальным вальсом» сыграла пианистка Ева Геворгян и поделилась своими ощущениями: «Чайковский стал для меня одним из самых главных и любимых композиторов. С каждым годом я все больше люблю его музыку – она влияет на каждого человека, мы становимся добрее».
Постепенно в ходе презентации раскрывались эксклюзивные подробности книги, но подавались они автором так умело и талантливо, что с каждой чуть приоткрытой «шторкой» хотелось скорее начать читать ее труд. Например, в книге впервые подробно и в деталях раскрывается образ семьи и в частности Ильи Петровича Чайковского, который на разных этапах жизни не оставлял сына без поддержки и ценных советов.
Сама Ада героически призналась: раньше, до работы над книгой, она представляла себе Чайковского совсем другим. Интересно, а наши с вами знания на каком уровне находятся? Почитаем и посмотрим. Евгения Кривицкая заверила, что читается она легко: «Книга состоит из небольших фрагментов, быстро сменяющих друг друга: мы двигаемся по тематическим вехам, четко понимая фокус внимания автора».
Напоследок удивительный факт: только в серии «ЖЗЛ» это уже четвертая художественная биография Чайковского. Главный редактор «Молодой гвардии» Мария Залесская считает, что «именно сейчас Петр Ильич Чайковский обрел своего автора, которого так долго ждал».