Последний аккорд в честь Виктора Цоя на сегодня — пост об одном альбоме «Кино» явно недооцененном, хотя, казалось бы, как это возможно при мифическом статусе его создателя. Пластинка «Последний герой» (в оригинале — Le Dernier Des Héros), записанная для Франции, считается не вполне полноценной. Она появилась в нашей стране уже после гибели Виктора Цоя — в 1991-м — и воспринимается как один из сборников хитов «Кино», пусть и «экспортный», пусть и составленный рукой его лидера. А между тем это последний альбом группы, записанный, звучавший и выглядевший именно так, как хотел Цой, и выпущенный при его жизни. Кстати, даже не очень понятно, успел ли он его подержать в руках.
Финальная запись «Кино», так называемый «Черный альбом», доделывался музыкантами группы сразу после трагедии под Тукумсом на основе черновых записей песен, оставленных Цоем. Естественно, если бы он был жив, этот альбом не стал бы «Черным»: возможно, и песни там были бы другие, и уж точно звучали бы они по-другому. Кстати, на недавнем отреставрированном переиздании «Черного альбома», сделанном Maschina Records, была предпринята попытка вернуть его к первоначальному цоевскому замыслу, поэтому были изменены названия нескольких песен в соответствии с наброском трек-листа, найденным в архивах Натальи Разлоговой. Но саунд «Черного альбома» уже не изменишь — только и остается, что добавлять ясности вокалу и мощности басам. Почти в каждом своем интервью Цой переживал из-за звука альбомов «Кино», сетуя на ограниченные технические возможности. Увы, по злой иронии он ушел из жизни, едва они у него появились, и не успев поработать так, как он хотел.
Предшествующая «Черному альбому» «Звезда по имени Солнце» была записана в конце декабря 1988-го на студии Валерия Леонтьева. Участники «Кино», привыкшие к самопальным условиям, впервые работали в профессиональной студии. По воспоминаниям очевидцев, Цой выглядел уверенно в новой среде: ожидая своей очереди для записи вокала, он невозмутимо читал «Диалоги» Платона, прихлебывая шампанское.
Песни для Le Dernier Des Héros записывались «Кино» уже после «Звезды…» — в первые январские дни 1989-го, в той же студии Валерия Леонтьева, в которой Цой с друзьями обвыклись и чувствовали себя как дома. Задачей альбома, спродюсированного Жоэлем Бастенером, было познакомить с группой «Кино» французскую аудиторию, поэтому Виктор Цой включил в него лучшие песни с последних альбомов — «Начальник Камчатки», «Группа крови» и «Звезда…» — и добавил к ним знаменитую «Хочу перемен», гремевшую в «АССЕ» и не попавшую ни в один из «номерных» альбомов, и утяжеленную версию акустической «Электрички», вошедшей еще в альбом «45». Любопытный момент, что лидер «Кино» пожертвовал записанной специально для этой пластинки англоязычной версией «Группы крови»: то ли ему не понравилось ее звучание, то ли в этом проявилось его нежелание играть по чужим правилам, пусть это и были правила международного шоу-бизнеса. Обложку для пластинки Виктор Цой делал с Георгием Гурьяновым, который, правда, потом уверял, что французы ее сильно изменили, сделав более супрематической.
Сведение Цой доверил парижской студии Du Val d’Orge и остался доволен результатом, поэтому «Черный альбом» сводили именно там же. Сделанные на экспорт песни «Кино» стали звучать быстрее, мрачней и танцевальней — абсолютно в духе постпанка и колдвейва, который тогда был в цене у просвещенной французской молодежи. И это абсолютно естественно, ведь Виктор Робертович был западник до мозга костей. Невозможно даже представить, какова была бы его реакция на ряженых русофилов, ныне зарабатывающих на кавер-версиях его песен. Говорят, что «Электричка» была в тяжелой ротации на парижских радиостанциях, посвященных независимой музыке. Гений Виктора Цоя проявляется в том, что написанная сорок лет назад «Электричка» ничуть не устарела и звучит современно и, увы, своевременно и сейчас.