An album — скромное и лаконичное название нового 74-минутного диска британского композитора Тима Паркинсона, вышедшего на британском лейбле Another Timbre летом 2022 года. Творчество автора не сильно хорошо известно российскому слушателю, а концертные исполнения немногочисленны. В октябре 2014-го британский ансамбль Apartment House, собственно, и записавший музыку Паркинсона для этого диска, гастролировал с пьесой symphony 2014b в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В 2015 году ансамбль NoName исполнил flute and bass piece в Нижнем Новгороде, а в октябре этого года отрывки оперы Time with People звучали на одном из концертов ежегодного фестиваля Gnesin Week — 2022 в московской «ГРАУНД Солянке».
Музыка Паркинсона по своей природе минималистична, хотя и не столь упорядочена. В ней нередко можно почувствовать некую хаотичность и сумбурность. К слову, названия произведений, выбранных для этого альбома, обладают даже бо́льшей информативностью, чем у Мортона Фелдмана: они одновременно включают в себя и инструментальный состав, и год написания.
Открывающая альбом сольная пьеса violin piece 1999 полностью состоит из небольших отрывистых мелодий, скитающихся по островкам мажора и минора и отделенных друг от друга многозначительными паузами. Музыка звучит ясно и легко, даже несмотря на легкую дезориентированность направления фраз. Присущие автору восходящие и нисходящие мелодии и паузы составляют ядро еще одной композиции — violin and piano piece 1998, в которой скрипка и фортепиано устраивают перекличку, а иногда неуклюже совмещают свой музыкальный материал. Полное отсутствие экспрессии в тембрах инструментов, например, вибрато у струнных, роднит композитора с другими представителями британской экспериментальной музыки — старшим коллегой Лоренсом Крейном или единомышленником Джоном Лели, вместе с которым Паркинсон регулярно организовывает лондонские концерты music we’d like to hear.
Более интересное взаимодействие инструментального дуэта прослеживается в пьесе violin and piano 2017, в которой мелодия скрипки постоянно меняет направление движения, а пианист «пьяно» аккомпанирует ей, играя в другой тональности и не совпадая с ней ритмически. Где-то слышатся отголоски классических и романтических гармоний и мелодий в духе Валентина Сильвестрова. Пьеса septet 2007 начинается с равномерных аккордов, каждый из которых создает необычную краску, благодаря чередованию сочетаний инструментов. Такой вроде бы незатейливый композиторский прием у Паркинсона звучит удивительно свежо и интересно, переливается причудливыми оттенками. Тут обозначается важная черта авторского стиля — ясность развертывания музыкальных процессов и фокусировка на простых, но считываемых композиторских приемах. В середине пьесы центральным мотивом служит зацикливание двух нот во всех инструментах. Такая фиксация на двух-трех нотах и зеркальных ритмах присутствует и в сочинении ensemble 2012, которое начинается с унисона всего ансамбля — фактуры, появляющейся только благодаря слиянию всех тембров в единый организм.
Несмотря на то, что данный релиз прекрасно представляет выдержанный, инструментальный стиль композитора, диск, к сожалению, получился уж слишком однообразным. Альбом должен понравиться уже существующим ценителям музыки Паркинсона и любителям новой волны британских эксперименталистов, но он вряд ли сможет завлечь новую аудиторию и дать разностороннее представление о таком интересном авторе, как Тим Паркинсон.