Гранты на таланты События

Гранты на таланты

Завершился Всероссийский проект «Встреча с театром»

Дополнительное музыкальное и театральное предпрофессиональное образование давно зарекомендовало себя как одна из самых стабильных и показывающих неизменно высокую результативность звеньев профессиональной ориентации. Статистика свидетельствует, что основная часть артистов оперных театров, симфонических и хоровых коллективов, музыкальных и драматических театров – выпускники детских музыкальных школ, театральных и музыкальных студий. И к педагогам таких учебных заведений в формате вечернего дополнительного обучения сегодня предъявляется масса новых требований, как профессиональных, так и личностных. Обсуждению всевозможных методических новаций и поиска полезных ресурсов в профессии музыкального и театрального школьного педагога был посвящен Всероссийский проект «Встреча с театром. Профессиональные мастерские – школьным театральным коллективам», который проводился Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры РФ в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Первым этапом проекта стали мастер-классы по таким основополагающим театральным специализациям, как актерское мастерство, сценическая речь и движение. Специалисты по театральной педагогике из Москвы и Санкт-Петербурга проводили мастер-классы в различных регионах и городах страны, среди которых Владивосток, Тольятти, Архангельск, Тула и ряд городов Московской области. Финальным аккордом стала Научно-практическая конференция для педагогов детских театральных коллективов, которая объединила преподавателей из всех городов – участников проекта и состоялась в Москве в двух крупнейших детских театрах – Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац и Детском музыкальном театре юного актера.

На мастер-классах режиссера Театра имени Н. И. Сац Валерия Меркулова, заведующей вокальным отделением ДМШ имени А. Б. Гольденвейзера, солистки оперной труппы Театра имени Н. И. Сац Зарины Самадовой, солиста Мариинского театра, основателя благотворительного фонда «Пропаганда и возрождение русского искусства» Ильи Кузнецова и главного балетмейстера Детского музыкального театра юного актера Майрбека Матаева обсуждались разные методики театральной и музыкальной педагогики. А специалист Института развития профессионального образования Екатерина Канатникова затронула важнейшие для театральных педагогов темы взаимоотношений тройки единомышленников: педагог – ученик – родители. Родители становятся союзниками педагога в воспитании у юного музыканта и актера дисциплины и трудолюбия. Ведь не только на ученическом этапе, но и во взрослой жизни без этих качеств ничего не добиться. Талант только в сочетании с организованностью и трудом принесет заметные результаты.

Из живого обмена опытом участников конференции становилось очевидно, что синтетический тип спектакля, в котором практически равноценно сосуществуют драма, музыка и танец, наиболее востребован сегодня не только во «взрослом», но и в детском театре. И не важен статус коллектива – профессиональный или любительский: для достижения зрелищности, яркости и драматургической ясности, которые необходимы спектаклям для детей и в исполнении детей, требуется не только серьезная творческая самоотдача и дисциплина всех участников, но и внушительные средства. Зачастую именно вопросы проведения дополнительных репетиций, создания эффектных декораций и костюмов, музыкальных аранжировок и сведения фонограмм, – всего того, что превращает детскую самодеятельность в полноценный театр, требуют немалых дополнительных средств. О том, насколько поиск этих средств – проблема сверхважная и актуальная, показал шквал вопросов, обрушившийся на продюсера, члена экспертного совета Госдумы по развитию социального предпринимательства и Общественной палаты Правительства Московской области Марию Большакову. Ее научно-практический семинар «Внебюджетные источники финансирования: гранты, субсидии, благотворительная помощь» имел четкий подзаголовок: «Как найти деньги на проект». И освещал вопросы, казалось бы, очевидные, но воспринимаемые многими как нечто недоступное. В первую очередь такой terra incognita остается привлечение внебюджетного финансирования. Тогда как у каждого региона имеются многочисленные гранты на молодежные программы, только в обществе «Российская молодежь» сосредоточено 20 миллионов таких грантовых средств. Грантовыми средствами располагают министерства, как федеральные, так и региональные, а также коммерческие структуры. Взаимодействие с последними – особая стратегия.

Крупные коммерческие компании обязаны реализовывать социальные проекты, направленные на создание общественной инфраструктуры в моногородах и местах собственных промышленных интересов. Поддержка детских школьных, любительских театров в полной мере отвечает подобной социальной политике крупных компаний. Например, высококлассных специалистов ведущие нефтедобывающие компании привлекают тем, что выделяют хорошее жилье их семьям, а при переезде всей семьей возникает необходимость в школах, больницах, иной инфраструктуре, к которой относится и детское внешкольное дополнительное образование, в том числе и детские театральные студии. Поэтому обращение о поддержке в коммерческие структуры в регионах – важная и перспективная задача.

Возвращаясь к государственным мерам поддержки, Мария Большакова рекомендовала ссылаться на недавний Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года о традиционных ценностях. Ведь все инициативы, связанные с развитием детского образования, входят в область применения этого Указа, он может стать опорным документом для заявки на грантовые средства, и на федеральном уровне сегодня очень развита поддержка «малых дел».

Определившись, где и у кого привлекать средства, чрезвычайно важно правильно оформить заявку. В продемонстрированных примерах грантовых заявок Большакова обращала внимание не только на подробное описание сути проекта, но и на обоснование необходимости поддержки, точно прописанные сроки реализации, указание определенных точек кульминаций (подведения результатов). Но при всей подробности и монументальности из множества заявок всегда выбираются те, которые написаны понятным и доступным языком, направленные на ясные цели. Слушателям семинара была зачитана реальная заявка, получившая один из грантов Правительства Москвы: «Я, педагог дополнительного музыкального образования, наблюдаю в моем районе на востоке Москвы немало детей-бездельников, горланящих песни и пытающихся играть на гитаре. С целью занять их время и обучить владению инструментом прошу выделить средства на создание детского оркестра народных инструментов». В результате на базе одной из ДМШ в Выхино появился детский ансамбль балалаечников и домристов. Причем через какое-то время руководитель этого ансамбля подала следующую заявку – теперь уже на приобретение концертных костюмов для выступлений и некоторых дополнительных инструментов.

Сложный вопрос в заявке – оценка результативности проекта. Что является результатом проекта в школьном театре? То, что дети не «шлялись» по улицам, а были заняты полезным приобщением к литературе и искусству? Или то, что в итоге детский театр, получивший грант, был отобран на федеральный конкурс детских театральных коллективов? То, что из двадцати воспитанников детской студии пятеро пошли дальше обучаться профессионально? Или то, что из двух десятков артистов пятерых сняли с учета в детской комнате милиции?.. Каждый из этих результатов может быть значим для гранта, именно эти достижения являются простыми, доступными smart-целями, на которые и требуется опираться в заявках на финансирование. А интерес и отклик слушателей этого семинара в рамках проекта «Встреча с театром» вселял надежду, что не только в крупных региональных центрах, но и в малых городах гранты найдут свои таланты среди будущих поколений музыкального и театрального искусства.