Праздник для современных детей События

Праздник для современных детей

Завершилась программа фестиваля «Территория. Kids»

Детский фестиваль современного искусства «Территория. Kids» еще числится в статусе новичка (в этом году он проходил во второй раз), но уже выбрал собственный путь и уверенно ему следует. Программа нынешнего фестиваля традиционно состояла из несколько блоков. Два из них были адресованы семейному зрителю: это театральная афиша из шестнадцати спектаклей самых разных форматов и жанров и замечательная интерактивная выставка «PLAYMMOMA. Превращение» в Московском музее современного искусства. Два других раздела фестивального маршрута были объединены образовательными целями, включали разнообразные лекции, мастер-классы, лаборатории и были ориентированы в одном случае на детей и подростков, в другом – на профессионалов, работающих с юной аудиторией.

Очевидно, что театральная афиша «Территории. Kids» рассчитана на искушенного зрителя, которому интересны новые названия, необычные жанровые эксперименты, интерактивный формат взаимодействия. Тем интереснее, когда фестиваль обращается к классическим театральным форматам. Например, к детскому музыкальному спектаклю – жанру столь традиционному, что, казалось бы, сказать новое слово практически невозможно. Однако именно эти спектакли оказались одними из самых ярких событий «Территории. Kids» – 2022.

Проект «Сказки Акстер» был создан специально для «Территории. Kids» командой  фонда  «Территория» и музыкантом Петром Дрангой, выступившим сразу в нескольких амплуа – автора музыки и текста, музыкального руководителя и дирижера коллектива D.Y.P. Orchestra, а также, совместно с Екатериной Якимовой, продюсером проекта.

Каждый, кто работал с аудиторией 4+, знает, как непросто удержать ее внимание. А теперь представьте, что в основе спектакля — девять монологических историй в духе самого настоящего сюра. Странноватые и невероятно обаятельные, они повествуют про то, как прямо из песочницы можно попасть в открытый космос, или решиться на встречу с монстром-пауком в заброшенном доме, или почувствовать себя всамделишным микробом Джеймсом, обитающем в человеческом ухе. Столь непривычная сюжетная «начинка» (и кстати, дебют Петра Дранги по части литературного творчества) ничуть не смутила режиссера Сергея Сотникова, придумавшего оживить ее при помощи талантливого актерского трио Антона Гращенкова, Елизаветы Кононовой, Кирилла Чернышенко, с добавлением мультяшной видеопроекции (видеохудожник Илья Старилов) и привлечением юных зрителей в качестве непосредственных соучастников иммерсивного театра. Кстати, фея Акстер, чье имя объединяет все эти сказочные истории, в сценическом действии никак не фигурирует, главным же источником магического воздействия на зрителя оказывается музыка в исполнении неоклассического коллектива D.Y.P. Orchestra во главе с дирижером и блестящим аккордеонистом Петром Дрангой.

Петр Дранга

В отличие от литературных «Сказок Акстер», написанных несколько лет назад и изданных на английском языке, музыкальную составляющую Петр Дранга сочинил специально к спектаклю, буквально «залпом», за неделю. При этом сказался и многолетний опыт работы на эстраде, формирующий тягу к ярким запоминающимся мелодиям. И впечатляющий список киноработ (восемь фильмов), отточивший талант сворачивать нарратив в емкие музыкальные образы. И солидный бэкграунд работы с кавер-версиями и аранжировками – его выдает та свобода, с которой маэстро мастерски раскладывает свою партитуру на неоклассический струнный состав своего коллектива с добавлением электроники и (конечно же!) виртуозных соло аккордеона. Неудивительно, что каждая музыкальная интерлюдия награждалась зрительскими овациями.

Если «Сказки Акстер» представили современный взгляд на форму и содержание детского музыкального спектакля, то другой образец жанра в афише «Территории. Kids» – моноспектакль «Пеппи Длинныйчулок» – классика в лучшем смысле слова. Этому вторила и «магия места»: в первом случае уютная атмосфера малого зала «Театр Наций», естественным образом размывающая «четвертую стену» между артистами и зрителями, в другом – монументальность и величие Концертного зала имени Чайковского, многолетняя история которого как будто по умолчанию должна предостерегать от каких-либо экспериментов.

Моноспектакль «Пеппи Длинныйчулок» с участием Юлии Пересильд и Академического  симфонического оркестра Московской филармонии родился пять лет назад в рамках филармонического проекта «Сказки с оркестром», идеологом и автором инсценировок которых выступила Ксения Суетина. Музыка к нему была заказана молодому композитору Тихону Хренникову-младшему, за год до этого выступившему автором музыки к детскому спектаклю о Незнайке.

Юлия Пересильд

И тогда, и сейчас истории о шустрой, смелой и веселой выдумщице Пеппи Юлия Пересильд рассказывает так задорно и увлекательно, что в какой-то момент грань между реальностью и фантазией стирается. И вот уже кажется, что это не актриса Юлия Пересильд, а сама Пеппи дирижирует оркестром во время «Марша гладиаторов» Юлиуса Фучика (единственная музыкальная цитата в спектакле), или лихо сбрасывает туфли и отбивает ими ритм на манер кастаньет, или в финале повествования отправляет мыльные пузыри прямо в зрительный зал. Кто знает, может именно внутренняя Пеппи сподвигла актрису Юлию Пересильд в реальной жизни бесстрашно отправиться в космос и провести там двенадцать дней?

Музыка Тихона Хренникова-младшего деликатно и красочно дополняет истории Астрид Линдгрен, расцвечивая вербальные зарисовки красками симфонической палитры и присваивая ключевым образам броские запоминающиеся лейтмотивы. При этом музыка к спектаклю выглядит в хорошем смысле традиционно, имея под собой крепкую опору в виде фундаментального академического образования автора, работы в двух театрах (Московском ТЮЗе и Детском музыкальном театре юного актера), а также уникального опыта коллаборации, когда в музыке к «Незнайке» наряду с материалом молодого композитора были использованы опусы его знаменитого прадеда.

В рамках «Территории. Kids» моноспектакль о бойкой рыжеволосой девочке прирос трогательными детскими рисунками по мотивам повести, которые транслировались на протяжении представления, а также замечательной теплой встречей Юлии Пересильд с юными зрителями после спектакля.

По прошествии фестиваля, размышляя о притягательности театральных работ, к которым хочется возвращаться, пересматривать, переслушивать, вспоминаешь слова одного из персонажей «Сказок Акстер»: «Смотри сердцем». Кажется, это и есть главный урок «Территории. Kids» своим зрителям.