4 декабря пианист выступил в сопровождении оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина в Большом зале «Зарядья», а 6 декабря представил сольный вечер в рамках «Рахманинов-феста» в «ГЭС-2». На первый взгляд, оба концерта объединяла не только фигура исполнителя, но и дух концептуальной современности, витающий на обеих площадках. Два вечера, формально не связанных между собой, дополняли друг друга по принципу контраста: лидер отечественного аутентичного движения предстал в различных ипостасях.
Программа концерта в Большом зале «Зарядья» была выстроена по устоявшейся схеме: в первом отделении прозвучала увертюра «Кориолан» и Третий фортепианный концерт Бетховена, во втором – Первая («Весенняя») симфония Шумана. Особые ожидания были связаны с оркестром Musica Viva: его художественный руководитель Александр Рудин c недавних пор также возглавляет прославленный РНО, и плодотворный симбиоз двух коллективов в таких условиях кажется практически неизбежным. Тем не менее выступление оркестра в этот вечер оставило неоднозначное впечатление. С одной стороны, важно отметить мастерство музыкантов как в виртуозных оркестровых соло, так и в слаженности внутри отдельных групп. Убедительно эти достоинства раскрылись в интерпретации симфонии Шумана, отличавшейся теплотой и проникновенной искренностью. В то же время нельзя назвать безупречно сложившимся в этот вечер ансамбль Musica Viva и Алексея Любимова. Поздний стиль прославленного пианиста отличает прихотливая изменчивость трактовки, гибкая и подчас парадоксальная детализация музыкальной мысли, и оркестр далеко не всегда был «на одной волне» с солистом в этом контексте. Александр Рудин как дирижер, кажется, стремится к демократизму сотворчества в сценических взаимоотношениях со своими «подчиненными». Такой стиль музыкального руководства может быть продуктивен сам по себе, но рядом с пианистом с сильной и властной творческой энергетикой (каким является Алексей Любимов) необходимо также становиться «диктатором», подчиняющим оркестр совместной воле двух лидеров.
В программе сольного вечера Алексея Любимова в «ГЭС-2» акцент был сделан на сочинениях Йозефа Гайдна: его творчество, как подчеркнул во вступительном слове пианист, остается в тени коллег по венской классической «троице», но в изобретательности Гайдну нет равных во всей музыкальной истории. В интерпретации Алексея Любимова на первом плане – именно изменчивость, игра, двойственность добродушного юмора и высокой трагедии. Значимой в этих условиях становится музыка сама по себе, а не конкретные детали интерпретации. Три сонаты Гайдна стали стержнем программы: Первая и Пятая сонаты Бетховена на их фоне словно отошли на второй план. Пианист с очевидностью подчеркивал преемственность последних по отношению к гайдновскому стилю, открыв в них прихотливые фактурные арабески и юношескую конфликтность в духе клавирной музыки Карла Филиппа Эмануэля Баха.
Концерт Алексея Любимова, последний в ряду событий первого этапа «Рахманинов-феста» в «ГЭС-2», стал в духе общей концепции фестиваля еще одним примером «обратного хода времени»: патриарх отечественного аутентичного движения, бесспорно принадлежащий уходящей эпохе, подвел черту под выступлениями своих младших коллег, чье место история неизбежно определит уже в наступающей эре. Эпоха перемен, как представляется, очевидна сейчас не только в историческом, но и в культурном «временном разрезе»: будущее скрыто от нас в тумане и угасании прежних маяков. Остается надеяться лишь на пророчество Поэта, сулящее блаженство посетившим сей мир в его минуты роковые.