Госоркестр Республики Татарстан под управлением своего лидера Александра Сладковского приготовил меломанам большой подарок – одну из труднейших и редко исполняемых партитур Густава Малера. Его Седьмая симфония уже прозвучала в Казани, Петербурге, и теперь ГАСО РТ сыграет ее в «Зарядье» в Москве. Оркестр не боится брать сложный репертуар, и стратегия Александра Сладковского была в этом году уже дважды отмечена серьезными профессиональными премиями: как «дирижер года» он получил премии Bravo и «440 герц». О том, насколько значимы для него награды, об отношении к Петербургу, к музыке Малера Александр Сладковский (АС) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Александр Витальевич, мы уже соскучились без вас, и вот, наконец, появились хорошие поводы для общения: турне с симфонией Малера, полученные премии. Каково ваше настроение?
АС Моя самая большая премия – мой оркестр, счастлив, что мы собрали такую команду. Присужденная награда – это результат и их труда. Я никогда не жду специальных наград, а честно работаю, добиваюсь, чтобы оркестр звучал, процветал, чтобы мы прошли эти сложные времена в мажоре. Премией «440 герц» меня отметили за концерт, который Госоркестр Татарстана провел 23 сентября 2021 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Там мы играли Одиннадцатую симфонию Шостаковича в рамках абонемента Московской филармонии. И это тем более почетно, поскольку Президент премии – Юрий Хатуевич Темирканов, у которого я многому научился в дирижерском смысле.
ЕК Действительно, премия «440 герц» рождена в Петербурге, не чужом вам городе. И вы привезли Седьмую Малера в зал Капеллы. Есть какая-то внутренняя связь?
АС Конечно. Я же два сезона работал по приглашению моего учителя Владислава Чернушенко в Капелле главным дирижером оркестра, до того, как перешел в «Новую Россию» к Юрию Башмету. Мы много гастролировали и по России, и по Европе и с оркестром Капеллы, и с хором. Я одно время даже жил во дворах Капеллы – там когда-то квартировался и Николай Андреевич Римский-Корсаков. В общем, с Капеллой у меня особенные связи и отношения: очень рад, что все сложилось и мы смогли приехать в этот прекрасный зал, на сцену которого последний раз я выходил примерно в 2006 году.
Обычно в Петербурге мы выступаем в Концертном зале «Мариинский», а недавно оркестр дебютировал в Большом зале филармонии в программе с испанским дирижером Сесаром Альваресом. Но в Капелле ГАСО РТ впервые. Я и сам немного волновался, так как в Петербурге всегда ощущал себя маленьким мальчиком, учеником, хотя были в моей биографии значительные события и важные победы. Петербург – ведь это такая кузница великих дирижеров. Помню, как с трепетом и благоговением я входил в кабинет Мравинского, Темирканова – ту знаменитую голубую гостиную за кулисами Большого зала Санкт-Петербургской филармонии. С Петербургом у меня давние, выстраданные отношения.
ЕК Малер трижды гастролировал в России, выступал в зале Дворянского собрания и в Санкт-Петербургской консерватории, в один из приездов исполнил свою Пятую симфонию. Вы везете Седьмую симфонию – с чем связан выбор именно этого сочинения?
АС Мы планомерно осваиваем малеровские симфонии, и как раз Седьмую симфонию мы раньше не играли. Я к ней долго подбирался. На данный момент мы освоили Первую, Четвертую, Пятую, Шестую, Девятую, Восьмую. А Седьмая симфония технологически самая сложная – для оркестра это огромное испытание. У одних только трубачей – двадцать страниц нотная партия. Практически у всех инструментов – сольные эпизоды, струнным, деревянным духовым есть что поиграть. Для оркестра – это феерия. Впереди Вторая симфония – мы скоро будем играть ее в абонементе Московской филармонии, так что теперь останется осилить Третью симфонию, и моя «идея фикс» – собрать полную коллекцию малеровских симфоний – будет осуществлена.
ЕК О чем говорит Малер в Седьмой симфонии? Насколько тематика актуальная сегодня слушателям?
АС Для меня любая симфония этого композитора – абсолютный шедевр, masterpiece. Вершина оркестрового письма. Что объединяет все его сочинения и делает их такими современными? Чувство щемящей боли, проходящей через все симфонии, лейтмотив человеческой обреченности. Но при этом Малер всегда дает надежду – и это тоже невероятно актуально. Как без надежды можно смотреть в будущее? Для меня Седьмая симфония – невероятный сгусток боли и все-таки надежда на свет, очень ярко вспыхивающий в финале – какой-то космический взлет, воплощенный в звуках. Проходя через все коллизии, страхи, сомнения, делая ошибки, мы все равно движемся вперед и приходим к этому свету и мощи. Вот, что меня вдохновляет больше всего в этой музыке. Она мне близка по масштабности и мироощущению – океан и космос.
ЕК Только что вы дирижировали в итальянском городе Бари Десятой симфонией Шостаковича. Как итальянская публика и музыканты вас встречали?
АС Предыстория этих гастролей связана с моей поездкой в Будапешт, где год назад я выступал в зале Бартока с Венгерским национальным филармоническим оркестром. В программе были Пятая симфония Шостаковича и «Александр Невский» Прокофьева. Совершенно случайно на концерте присутствовал артистический директор Театра Петруццелли в Бари. Потом, спустя месяц, я получаю от него предложение приехать в ноябре 2022 года. Был также приглашен в качестве солиста Николай Луганский. Знаю, что он четыре года назад выступал в Бари с огромным успехом – и сейчас его встречали как суперзвезду, зал принимал с восторгом его исполнение Второго концерта Рахманинова. А потом была Десятая симфония Шостаковича. Для оперного оркестра – совсем новый репертуар. Но организаторы запланировали шесть репетиций, и мы «по-мравински» погружались в музыку. Музыканты работали с большим интересом, сложился хороший человеческий контакт – это приятно. Концерт прошел на большом подъеме, не говоря уже о том, что в зале был аншлаг, sold out, и у меня уже запрашивали даты на 2024 год, чтобы продолжить так удачно начатое творческое общение.
А параллельно я получил известие из Гамбурга, где должен был продирижировать весной 2023 года в Эльбской филармонии три концерта. И если в Италии все прошло «на ура» и с огромным уважением, то из Германии мне позвонили и сказали: «Сожалеем, но вам надо сейчас отказаться от приезда к нам. Мы подумаем, на какую дату перенести». Знаю, что и у моих друзей бывают подобные ситуации – мы все сейчас волновались за Ильдара Абдразакова, которому непросто было петь на открытии сезона в Ла Скала. Но я свободен от предубеждений и открыт к любым предложениям – главное, чтобы профессионально и творчески оставаться на высоте.