Подготовка к юбилейному году С. В. Рахманинова в Московской консерватории оказалась богата на самые разнообразные события. Важнейшее место занимает, конечно, исполнение сочинений великого русского музыканта, как популярных, так и, как в случае с оперой «Скупой рыцарь», реже звучащих на сцене.
Идея исполнения незаслуженно забытых русских опер возникла в 2016 году. Автор проекта «Возрождение русской оперной классики» – декан научно-композиторского факультета, заведующая кафедрой истории русской музыки профессор Ирина Арнольдовна Скворцова. Предваряя спектакль, она напомнила, что за шесть лет существования проекта были подготовлены партитуры Фомина, Бортнянского, Верстовского, Аренского: «Обращение к разным эпохам русской музыкальной культуры не только позволяет вызволить интереснейшие сочинения из “плена забвения”, но и наглядно показывает эволюционные процессы в русской опере». По словам ректора МГК профессора Александра Соколова, за свою, пусть и недолгую, сценическую историю проект успел стать одной из традиций консерватории.
Рахманинов, выбрав в качестве основы либретто «маленькую трагедию» А. С. Пушкина, использовал полностью текст оригинала, что повлияло на выбор им оперных форм и средств музыкальной выразительности. Продолжая традиции Даргомыжского и Мусоргского, он создал уникальную партитуру, насыщенную психологическими нюансами и предвосхищающую экспрессионистские искания последующего десятилетия. Композиции сочинения присуща симметричность: относительной многофигурности первой и третьей картин противостоит огромная моносцена, кульминация произведения (вторая картина): попав наконец в свой заветный подвал, Барон упивается радостью встречи с сокровищем.
Для озвучивания новаторской оперы-драмы необходимы особые исполнительские усилия: мощный, но в то же время дифференцированно звучащий оркестр; вдумчивое прочтение всех сольных партий – даже репликам второстепенных персонажей свойственна предельная экспрессия и индивидуальность, подчеркивание каждого слова и звука. Участникам постановки в Московской консерватории воплотить все грани рахманиновского текста удалось сполна.
Исполнение партии Барона талантливым Анджеем Белецким (баритон) нельзя назвать иначе чем художественным потрясением. Сколько тончайших тембровых нюансов находил опытный певец (солист театра «Новая Опера») для воплощения раздумий героя о всесильности золота, контрастных эпизодов насыщенной образными оттенками сольной сцены! Настоящий мастер, обладающий большим певческим и сценическим опытом, он смог донести до зрителей-слушателей содержание и интонационный смысл авторского текста.
Запоминающийся образ ничтожного Альбера создал тенор Всеволод Гривнов (солист Большого театра). В первой картине характер героя раскрывается в диалогах с Жидом (блистательный Максим Пастер) и Слугой (Михаил Головушкин). Большой выразительностью отличалось и пение Андрея Батуркина (баритон), исполнившего партию Герцога в третьей картине.
Наряду с певцами, оркестр – едва ли не главный герой драмы. Эмоционально насыщенная оркестровая партия с развитой системой лейтмотивов требует мастерства дирижера-интерпретатора. Трактовка Феликса Коробова совместно с Камерным оркестром Московской консерватории (маэстро руководит им с 2007 года) принадлежит к несомненным удачам постановки. Прочтение труднейшей партитуры поражало кажущейся легкостью, а звучание Камерного оркестра – балансом оркестровых партий. Участие Камерного оркестра в постановках уже стало традицией – коллектив исполнял премьеры всех пяти опер проекта, неизменно восхищая публику профессионализмом и яркостью интерпретаций.
Погрузиться в атмосферу Средневековья зрителям помог видеоряд: на экране над сценой иллюстрации к трагедии Пушкина чередовались с изображениями замков и мрачных подвалов – «декорации», ничуть не отвлекавшие от звучащей музыки, а, напротив, украсившие вдохновенный «концертный театр».