Итоги года События

Итоги года

«Музыкальная жизнь» подводит итоги уходящего 2022 года

  • ТЕНДЕНЦИЯ
    «Культура отмены»
    Приостановление сотрудничества зарубежных артистов с российскими площадками и коллективами
    Импортозамещение в культуре
    Переформатирование соцсетей
  • СОБЫТИЕ
    Первый международный конкурс имени С. В. Рахманинова
  • ПРОРЫВ
    Национальный симфонический оркестр Башкортостана
    Фестиваль «Безумные дни»
    Образовательный центр «Сириус»
  • АНТИСОБЫТИЕ
    Увольнение Ольги Жуковой из «Зарядья»
  • КРУГЛАЯ ДАТА
    150 лет Скрябину
    100 лет Московской филармонии
    160 лет Санкт-Петербургской консерватории
    90 лет Владимиру Федосееву
    100 лет русскому джазу
  • АРТИСТ
    Александр Рудин
  • НЬЮСМЕЙКЕР
    Теодор Курентзис
  • ПЛОЩАДКИ
    Дом культуры «ГЭС-2» в Москве
    «Пакгаузы» в Нижнем Новгороде
  • УТРАТЫ
    Михаил Юровский
    Галина Писаренко
    Александр Скульский
    Марина Рахманова
    Лев Гинзбург
  • КНИГА
    Болеслав Яворский. «Строение музыкальной речи»
  • РЕЛИЗ
    «Звуковой обзор» от «Фирмы Мелодия»

Тенденция

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Именно эта фраза вождя мирового пролетариата, хорошо знакомая среднему и старшему поколениям россиян, стала актуальной для людей искусства в 2022-м.

Социально-политическое давление на культурную сферу – под этим знаком, к сожалению, прошел этот год. Невиданных масштабов достиг канселлинг. Раньше публичное осуждение за общественно неприемлемые действия, некорректную, по мнению сообщества, фразу или неудачную шутку касалось только каких-либо персон или бренда. Теперь целые культуры и страны подвергаются остракизму. «Культура отмены» в отношении российских исполнителей была применена сразу же после известных геополитических событий: волна петиций и публичных призывов к бойкоту охватила практически все социальные площадки, что в итоге подтолкнуло крупные концертные, театральные, фестивальные компании на Западе к не всегда адекватным, справедливым, соблюдающим права человека действиям.

С помощью канселлинга история переписывается в режиме реального времени. То, что раньше составляло часть всемирного культурного наследия, при нынешних обстоятельствах должно быть предано забвению. Можно ли полностью отменить русскую культуру? Нам это представляется маловероятным. Можно ли создать препятствия для ее распространения? Вне всяких сомнений. Для канселлинга не имеет значения, кто должен быть в ответе за нынешний геополитический кризис – почивший сотню лет назад классик или исполняющий его произведения потомок, – и в этом, на наш взгляд, наибольшая опасность «культуры отмены». Обратимся к примерам (к счастью, ближе к середине 2022-го их стало в разы меньше). Весной Большой театр Варшавы отказался от новой постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов». Титульную партию тогда должен был исполнить выдающийся российский бас-баритон Евгений Никитин. Чешский национальный театр в Праге вычеркнул из планов на новый сезон «Черевички» Чайковского, опасаясь негативной реакции публики. Кардиффский филармонический оркестр (Великобритания) убрал из программы одного из своих концертов Торжественную увертюру «1812 год» Чайковского. Симфонический оркестр Берлинского радио заменил «Славянский марш» того же автора на написанный композитором Михаилом Вербицким гимн Украины. Из программы финального тура Международного конкурса скрипачей имени Родольфо Липицера в Гориции (Италия) изъяли произведения Чайковского, Глазунова, Шостаковича и Прокофьева. Здесь необходимо сделать оговорку и отметить человеческий фактор – к примеру, директор Ла Скала Доминик Мейер, напротив, выступил против «культуры отмены»:«Я не являюсь сторонником “охоты на ведьм”, я не выступаю за отказ от русских произведений, и когда я читаю Пушкина, то не прячусь». Благодаря его убеждениям новый сезон театра открылся 7 декабря постановкой «Бориса Годунова» с Ильдаром Абдразаковым в главной партии. И миланцы отнюдь не единственные в Европе, кто отделяет искусство от политики. Произведения русских композиторов запланированы в 2023 году у многих оперных театров, что подтверждается ресурсом Operabase.

В условиях изоляции оказались молодые российские музыканты, которым по национальному признаку закрыли доступ к участию в международных конкурсах. Так, организаторы Конкурса скрипачей имени Я. Сибелиуса в Хельсинки дисквалифицировали россиян под предлогом «защиты» других музыкантов и самого мероприятия в целом. Интересно, что этому решению предшествовало заявление Конкурсного комитета, согласно которому «все участники оцениваются исключительно по художественным достоинствам». Совсем недавно, в октябре, баритон Василий Соколов, солист Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра, был отстранен от участия в учрежденном Пласидо Доминго вокальном конкурсе Operalia по причине службы в Ансамбле песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. Более того, в какой-то момент под ударом оказались сами российские конкурсы – главное музыкальное соревнование, проводимое раз в четыре года, Конкурс Чайковского, исключили из Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов.

Канселлинг, как мы увидели на практике, способен в одночасье перечеркнуть прежние достижения человека, на которых ранее строился его авторитет. Первым в числе тех, в кого полетели камни за «излишне тесные связи с властью», стал Валерий Гергиев – ему пришлось в значительной степени переформатировать свою творческую активность после отстранения от должности главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. Попытки самореабилитации «провинившейся» стороны за счет угодных сторонникам канселлинга высказываний – не панацея от травли, более того, неловкие оправдания могут не только не возыметь положительный эффект, но усилить волну негатива – такие выводы можно было сделать после заявлений Анны Нетребко. Впрочем, примадонна вновь поет на сценах крупных западных театров, и даже Серж Дорни, интендант Баварской государственной оперы, признался, что не исключает возобновление контактов с ней в будущем.

Еще одно побочное действие «культуры отмены» – резкий отток иностранных гастролеров, работавших в России иностранцев, а также тех россиян, чья деятельность в большей степени была сконцентрирована преимущественно на Западе и сильно завязана на масштабной гастрольной деятельности. Опасаясь персональных санкций, музыканты, режиссеры, хореографы, различного рода коллективы поставили на «стоп» прежние договоренности с отечественными институциями. Концертным площадкам, оперным домам пришлось реагировать на изменения моментально. Единственный выход – брать курс на импортозамещение. Отток соотечественников наиболее оказался ощутим в дирижерском цеху, и этот дефицит сильных управленческих кадров, способных возглавить оставшиеся без худруков оркестры, пока все еще остается нерешенной проблемой.

Уход брендов негативно отразился на контенте стриминговых площадок. Раскрученный западный сервис Spotify отказался от российского сегмента, закрыл местный офис и удалил контент российских СМИ. Подписку iTunes теперь невозможно продлить из-за прекращения международного обслуживания российских банковских карт. Universal Music, крупнейшая звукозаписывающая компания в мире, на долю которой приходится до восьмидесяти процентов прав на музыкальные произведения, закрыла офисы в стране и приостановила все бизнес-операции. Warner Music прекратила инвестирование в российский сегмент, разработку проектов, продвижение, маркетинговую деятельность и производство физических носителей. Решение третьего игрока «большой тройки» самых влиятельных звукозаписывающих корпораций – Sony Music – сильно не отличалось. Другие западные лейблы частично или полностью удалили контент с российских стриминговых сервисов. В итоге отечественный слушатель, привыкший знакомиться с новинками в день релиза, вынужден, как в старые добрые времена, обращаться к «теневым» медиатекам, скачивать архивы через торренты. Помимо этого, после прекращения транзакций за пределами России Visa и MasterCard, вне досягаемости для российского пользователя оказались и онлайн-магазины иностранной музыковедческой литературы и нотных материалов. После закрытия в конце ноября крупнейшей «теневой» научно-популярной библиотеки z-lib.org исследователям придется добывать нужные издания альтернативными путями.

Запрет культуры коснулся многих иных сторон нашей жизни, и его негативное влияние нам только предстоит осмыслить и преодолеть. Теперь мы учимся жить без Facebook (социальной сети компании Meta, запрещенной в России), вслушиваемся и всматриваемся в российских певцов, дирижеров, пытаясь найти среди них не замеченные ранее алмазы.

Ограничение контактов с Западом потребовало пересмотра многих стратегий, заставило встряхнуться и начать применять творческий подход.

Событие

Среди множества концертов, премьер, выставок, форумов, которыми был богат этот год, на первое место мы поставили Международный конкурс имени С. В. Рахманинова. Этот стартап, придуманный пианистом Денисом Мацуевым, оказался удачным по идее и ее воплощению. Придав новый импульс развитию исполнительских искусств, конкурс открыл новые имена, помог карьерам многих хороших музыкантов, находившимся «в тени», и даже позволил установить горизонтальные связи между известными музыкантами, ранее не пересекавшимися между собой. Речь идет о членах жюри, прежде всего дирижерского корпуса, которые «открыли» для себя своих коллег, их коллективы. В ситуации, когда резко сузились международные контакты и возникла потребность в расширении круга отечественных артистов, конкурс сыграл нужную консолидирующую роль.

Как и все проекты, за воплощение которых берется Денис Мацуев, конкурс был проведен с большим размахом, свидетельством чему стали и полные залы на прослушиваниях, и горячий отклик, сопровождавший каждый конкурсный день в прессе и соцсетях.

Серьезное освещение конкурса через прямые трансляции, ток-шоу с участниками, жюри и экспертами позволило ему выйти из нишевого ряда и оказаться событием федерального значения для России и мирового значения в культурном сообществе. Здесь заслуга организатора конкурса  – «Росконцерта» и конкретно команды пресс-службы под руководством Анны Яковлевой, команды, которая также успешно работала на последних международных конкурсах имени П. И. Чайковского и перенесла имеющийся опыт в данный проект.

Фото: Александр Шапунов / ФГБУК РОСКОНЦЕРТ

Международный конкурс имени С. В. Рахманинова имеет свои преимущества и отличия. В нем пока три специализации: «композиция», «дирижирование», «фортепиано». Это позволило параллельно и более-менее подробно следить за ходом всех соревнований. Выбор специализаций отвечает артистическим ипостасям самого Рахманинова, и если думать о расширении номинаций, то только в области хорового дирижирования или сольного пения – то есть где существует выбор репертуара из наследия Рахманинова.

Отметим и «фишки» конкурса. Композиторы соревновались без «выбывания» по турам, их сочинения демонстрировались самыми лучшими российскими пианистами и оркестрами под управлением опытных в сфере современной музыки дирижеров. Пианистам добавили концертмейстерский тур, где они показывали коммуникабельность в отношении вокалистов. И не все фавориты здесь проявили себя с должной стороны. В дирижерской номинации конкурсантов «обслуживали» три великолепных оркестра – для многих уже факт выступления оказался значимым, так как давал шанс посотрудничать с Госкапеллой России, БСО имени П. И. Чайковского и Симфоническим оркестром Мариинского театра. Критики отмечали, что все три коллектива проявили максимум доброжелательности и лояльности к участникам.

Журнал «Музыкальная жизнь» активно освещал этапы состязания, опубликовав в общей сложности четверть сотни материалов – что тоже своего рода рекорд.

Прорыв

Говоря о тенденции года, принесшей большие культурные потери, нельзя не сказать и об обретениях, об уникальной возможности для отечественных артистов обратить на себя внимание. Самые креативные, быстро реагирующие коллективы и солисты не замедлили этим воспользоваться. Сезон в Московской филармонии открывал Национальный симфонический оркестр Башкортостана под управлением своего главного дирижера Дмитрия Крюкова и с титулованным солистом – Денисом Мацуевым. И этот концерт стал открытием еще одного сильного игрока на оркестровом поле. Мацуев в комментариях для СМИ прямо сказал: «Мы могли даже не репетировать: я был удивлен, они уже знали мои темпы и были готовы к любым вызовам с моей стороны».

Денис Мацуев, Дмитрий Крюков, Национальный симфонический оркестр Башкортостана в КЗЧ. Фото: Евгений Евтюхов

Летом в Екатеринбурге проходит международный фестиваль «Безумные дни» – франшиза французского La Folle Journée в Нанте. Уже восемь лет его проводит в России Свердловская филармония в кооперации с его основателем Рене Мартеном. В этом году продюсер снял логотипы французских компаний, традиционно принимавших участие в организации фестиваля, не стал он заниматься и привлечением зарубежных артистов. Но фестиваль все же прошел с большим успехом, было приглашено множество отличных российских музыкантов, дебютировавших на этом фестивале впервые. Заместитель директора СГАФ Рустем Хасанов рассказал: «В этом году “Безумные дни” полностью спланированы Свердловской филармонией, в то же время  программа согласована с Рене Мартеном и одобрена им. Позиция Мартена заключается в том, что ситуация действительно сложная, но те отношения дружбы, доверия и сотрудничества, которые сложились у него с уральскими музыкантами и руководством Свердловской филармонии, не могут так просто оборваться. Его слова, что в честь нашей дружбы он сохранит фестиваль в России, для нас очень важны».

Фото с официального сайта Свердловской филармонии

Время открывающихся возможностей породило и перспективные стартапы. Например, Большой летний фестиваль в «Сириусе». Стратегически важная образовательная локация активно развивает культурную программу. Ее целевая аудитория – учащиеся, элита нашей творческой и технической молодежи, а также жители Сочи, благо до «Сириуса» можно легко добраться на общественном транспорте. С 15 июля по 18 сентября концерты проходили на двух площадках: в Большом зале Парка науки и искусства и на открытой сцене на Медальной площади. Выступали: Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, Игорь Бутман, Юрий Башмет, ГАСО Республики Татарстан с маэстро Александром Сладковским, трио в составе Вадима Репина, Александра Князева, Полины Осетинской и многие другие топовые российские артисты. Художественный руководитель Фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай рассказывает: «Мы создаем культурную среду. Большое количество туристов приезжает сюда в течение года, город живет туризмом, особенно в летнее и зимнее время. Поэтому мы создали специальную структуру фестивалей  – Джазовые дни, Молодежный фестиваль, Новогодний фестиваль…» Ну а если итожить наблюдения, то наши коллективы и солисты стали в этом году в разы больше ездить по России – и это позитивный знак.

Большой летний фестиваль в «Сириусе»

Антисобытие 

Летом как гром среди ясного неба грянуло известие: московский Департамент культуры не продлил договор с генеральным директором Концертного зала «Зарядье» Ольгой Жуковой. Более того, «расстались» с управленцем, который в кратчайшие сроки практически с нуля создал в столице конкурентоспособную и привлекающую всеобщее внимание площадку без объявления причин и каких-либо комментариев – мы до сих пор официально не знаем никаких подробностей того решения. Если четыре года успешно справлялась, то почему уволили? Известно, что у нее было много эксклюзивных планов, и некоторые из них, кстати, воплощаются сейчас в жизнь без ее непосредственного участия: к примеру, именно Ольга Жукова задумала концепцию юбилейного гала-концерта к 90-летию Владимира Федосеева.

Ольга Эдуардовна смогла собрать крепкую профессиональную команду и эффективно ею управлять. Так, зал «Зарядье» молниеносно выбился в лидеры и вышел на международный уровень: каждый сезон нас удивляли интересными концертными программами с участием лучших отечественных и таких крупных зарубежных артистов, как Джойс ДиДонато, Йен Бостридж, Маттиас Гёрне. Даже в первую и самую трудную волну пандемии именно коллектив «Зарядья» первым смог легко и непринужденно встроиться в новый формат общения с аудиторией. Символично, что первый онлайн-концерт дал именно Иван Рудин, сменивший теперь Ольгу Эдуардовну на директорском посту.

Ольга Жукова

Любые изменения в руководстве – это шаг в неизвестность, но пока зал развивается по тому пути, который фундаментально заложила Ольга Жукова, чувствуется стабильность. Новый директор Иван Рудин, безусловно, имеет ощутимый авторитет в музыкальных кругах, поэтому остается надеяться, что удача ему будет сопутствовать и на административном поприще.

Круглая дата

Первым большим событием в 2022 году стало празднование 150-летия со дня рождения смелого новатора, гениального композитора и пианиста Александра Николаевича Скрябина. К этой дате Борис Березовский организовал масштабный Международный музыкальный фестиваль, который длился до начала весны. В течение двух месяцев на восьми ведущих сценах Москвы состоялись двадцать три концерта с участием сорока восьми ведущих мировых и российских творческих коллективов, исполнителей и артистов театра и кино, мастеров художественного слова, включая таких звезд мировой величины, как Марк-Андре Амлен (Канада) и Люка Дебарг (Франция).

Александр Скрябин

Московская государственная академическая филармония перешагнула вековой рубеж 29 января. Сегодня ландшафт музыкальных площадок заметно богатеет: например, всех своих конкурентов явно заставляет волноваться зал «Зарядье». Но филармония уверенно идет своей дорогой, а полные залы подтверждают точность направления: мы уже не можем представить себе московскую концертную жизнь без проектов «Другое пространство» или «Мама, я меломан». Крупнейшим из последних событий в России стал филармонический фестиваль «Гендель. Мир горний и мир дольний», фиксирующий высочайшую исполнительскую планку барочной музыки. Со столетием филармонии совпала круглая дата ее директора – семьдесят лет исполнилось Алексею Шалашову. В интервью Евгении Кривицкой он честно сказал, что филармония – дело его жизни, «как и для музыкантов, которые выходят на эту сцену, и для слушателей, которые приходят в наш зал, и для коллег, которые выстраивают этот мир».

Московская филармония

После юбилея филармонии мы один за другим праздновали замечательные даты тех, чьи имена долгие годы появляются на ее афишах, обеспечивая славу и авторитет русского искусства. Девяносто лет исполнилось народному артисту СССР, выдающему дирижеру и худруку БСО имени П. И. Чайковского Владимиру Федосееву, с 80-летием мы поздравляли легендарную виолончелистку и педагога Наталию Гутман, 75 лет отметили профессор и дирижер «Мастеров хорового пения» Лев Конторович и главный дирижер Концертного симфонического оркестра Московской консерватории Анатолий Левин.  Юбилейных дат в этом году оказалось много, но невозможно не назвать двух крупнейших русских композиторов, для разговора о высококлассном и самобытном творчестве которых не хватит и всех страниц нашего печатного номера: девяносто лет исполнилось Родиону Щедрину и восемьдесят пять – Эдуарду Артемьеву. Однако воздать им дань мы все же постараемся: читайте следующие рубрики.

Владимир Федосеев

Еще один вековой юбилей в 2022 году связан с русским джазом, ставшим такой же неотъемлемой частью русской культуры, как опера, зародившаяся в Италии. Сто лет отсчитывают от первого публичного концерта джазового ансамбля Валентина Парнаха. Безусловно, в самом начале российские и советские джазовые музыканты ориентировались на американские и европейские стандарты, «российский джаз» появился после падения «железного занавеса» и впитывал новые идеи – например, музыканты экспериментировали со смешением джаза и фольклора. В джазе существует общепринятый язык выражения мыслей, ритм и гармония, при этом «национальное лицо» джазу  придает мелодика. Можем ли мы отличить на слух нашего исполнителя от американца? Вполне. Это доказывали звезды на праздничном гала в Большом театре: Лариса Долина, Даниил Крамер, Алексей Козлов, Олег Аккуратов, Давид Голощёкин, Оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, биг-бенд Георгия Гараняна и другие.

Российскому джазу – 100 лет

К 160-летию первой русской консерватории, положившей начало отечественному профессиональному музыкальному  образованию, в СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова провели традиционный фестиваль «Международная неделя консерваторий». Большой юбилей еще раз напоминает о традициях, заложенных основателями, которых в Петербургской консерватории чтут и сегодня: Антон Рубинштейн призывал «выходить из этих стен не иначе как истинными художниками».

Артист года

В 2022 году «список» артистов в России ощутимо сократился, что могло бы обеспечить еще более жесткое соперничество и без того в конкурентном артистическом мире. Но ничего подобного не произошло! Артистом года мы по праву называем Александра Рудина, на достойные плечи которого легла гигантская нагрузка, превышающая человеческие возможности. Но Александр Израилевич – талантливый музыкант и большой труженик, он справится и будет добиваться качества. В этом же сезоне Рудин показал себя мастером в жанре оперы, на высоком уровне подготовив в Красноярске вместе с режиссером Сергеем Новиковым новую постановку редкой оперы Лео Делиба «Лакме».

В октябре Министерство культуры объявило, что Александр Рудин возглавил Российский национальный оркестр. После новости о завершении сотрудничества коллектива с Михаилом Плетневым это решение было ожидаемым, в музыкальных кулуарах кандидатуру Рудина ждали и заранее одобряли. Маэстро уже выступал с РНО и запланировал ближайшие концерты: с затянувшимся «сиротством» для оркестрантов покончено.

Александр Рудин

Остается догадываться о судьбе остальных коллективов, которыми руководит Александр Израилевич. Вряд ли он откажется от своего детища – Московского камерного оркестра Musica Viva. Под вопросом региональные оркестры: два года назад Рудин стал главным дирижером в Саратовской филармонии, и еще он является главным приглашенным Уральского молодежного симфонического оркестра. И, как нередко бывает, на вершине айсберга оказывается педагогика – Александр Израилевич возглавляет кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, ведет свой класс. Не говоря уже о продолжающейся сольной карьере, для поддержания которой нужен не один час занятий на инструменте.

Артем Варгафтик, комментируя назначение, вспомнил интересную историю: «На рубеже 1980-1990 годов Михаил Плетнев записывал в Лондоне всего фортепианно-оркестрового Чайковского. Он попросил, чтобы во Втором концерте солировали не концертмейстеры оркестра Philharmonia, а скрипач Алексей Бруни и виолончелист Александр Рудин – музыканты, которым он безоговорочно доверяет. Это к тому, что даже если не перечислять всех совместных проектов и не говорить красивых слов о преемственности, Александр Рудин – это лучшие руки, в которые мог попасть Российский национальный оркестр».

Ньюсмейкер

Третий номер «Музыкальной жизни» вышел с портретом Теодора Курентзиса на обложке – 24 февраля дирижер отметил пятидесятилетие. Вероятно, это был самый нетипичный день рождения, так как совпавшее с ним обострение геополитической обстановки запустило цепочку событий, которые ни сам маэстро, ни его коллективы не могли представить даже в страшном сне. Тем не менее, вопреки постоянному прессингу со стороны масс-медиа, политических кругов и активистов, Курентзис каким-то чудом сумел сохранить свою творческую активность как в России, так и за рубежом, и более того, расширить ее за счет новых проектов. Можно признать тот факт, что интерес европейской публики к личности самой противоречивой фигуры в современном мире дирижирования в итоге переборол (хоть и не без потерь) политические предубеждения.

Без резких движений Курентзис продолжил идти своим привычным курсом. Он не оставил санкт-петербургский Дом Радио – базу musicAeterna, напротив, им был инициирован проект musicAeterna Dance. Еще находящаяся в процессе формирования труппа танцовщиков (штатный хореограф – Анастасия Пешкова) при поддержке независимых петербургских артистов дебютировала в октябре со спектаклем «Страдание на всех языках звучит одинаково» в Армении, куда Курентзис впервые пожаловал с гастролями. Российский слушатель, в свою очередь, мог лицезреть его не только на основных филармонических площадках двух столиц, но также в регионах – musicAeterna впервые выступила в Томске, Иркутске, Самаре.

Первые признаки cancel culture в отношении греческо-российского дирижера появились ранней весной, когда интендант Баварской оперы Серж Дорни сообщил о переносе на 2024 год оперы Георга Фридриха Хааса «Кома» в постановке Ромео Кастеллуччи и под музыкальным руководством Курентзиса. Премьера должна была состояться в рамках фестиваля Ja, Mai в Мюнхене. В середине апреля дирижера, впрочем, приняли как дорогого гостя в Эльбской филармонии. Интендант филармонии Кристоф Либен-Зёйттер в развернутом интервью Norddeutscher Rundfunk объяснил, почему оставил концерты Курентзиса в афише, и напомнил о том, что в musicAeterna задействованы музыканты из пятнадцати стран.

Теодор Курентзис

Администрация Венского Концертхауса, напротив, под давлением общественности и представителей политических структур отменила благотворительное выступление Курентзиса, оркестра musicAeterna и пианиста Александра Канторова. В программу концерта, который должен был стать последним в серии выступлений российского коллектива в австрийской столице этой весной, входили произведения композиторов разных эпох и разных стран – от Баха и Моцарта до Арво Пярта. Этот инцидент моментально подхватила англо- и немецкоязычная пресса –заинтересованные лица, вероятно, рассчитывали на успешную попытку сорвать участие Курентзиса в Зальцбургском фестивале. Теодор неоднократно подвергался нападкам со стороны европейского музыкального сообщества, требовавшего, чтобы дирижер высказался по поводу СВО на Украине. Курентзис предпочел отвечать привычным для него языком музыки, однако этого оказалось недостаточно. MusicAeterna клеймили за связь с банком ВТБ, и в какой-то момент отстаивать творческие позиции пришлось уже интенданту Зальцбургского фестиваля Маркусу Хинтерхойзеру, глубоко симпатизирующему дирижеру. Имя Теодора осталось в программе, и город Моцарта вновь стоя рукоплескал musicAeterna и его лидеру.

В августе Курентзис анонсировал презентацию международного оркестра Utopia. В пресс-релизе сообщалось, что идея объединить солистов и концертмейстеров из разных оркестров в один ансамбль возникла не спонтанно, а вызревала на протяжении многих лет. Интернациональный состав Utopia (116 музыкантов из 30 стран мира) будет варьироваться в зависимости от инструментов, предусмотренных той или иной партитурой. Проект финансирован из различных европейских фондов, половину бюджета взял на себя австрийский культурный фонд DM (Дитрих Матешиц – создатель и совладелец компании Red Bull и телеканала Servus TV). Дебютные концерты оркестра состоялись в октябре в Европе: в Люксембургской филармонии, в Лайсхалле в Гамбурге, в уже упомянутом выше Венском Концертхаусе. Utopia – «уникальное творческое сообщество единомышленников, посвятивших себя поиску идеального звука и истинного духа музыкального произведения» – появилась в то время, когда культурная сфера, кажется, почти полностью утратила свою способность наводить мосты. Следующее турне оркестра запланировано на июнь 2023 года, в программе – пантеистическая Третья симфония Малера.

Не исключено, что к созданию Utopia подтолкнуло непродление контракта Курентзиса в SWR – в сезоне 2025/2026 его место должен занять Франсуа-Ксавье Рот. Официальная версия смены художественного руководителя звучит убедительно и укладывается в рамки типичной для европейской музыкальной сферы ротации управленческих кадров: решение было принято довольно давно и не имеет под собой никакой политической подоплеки. Представители прессы предположили, что в SWR ревностно отнеслись к концентрации Курентзиса на своих собственных ансамблях. Однако в кулуарах звучали и другие версии. Так или иначе, речи о немедленной отставке не ведется, так что впереди у дирижера еще есть время, чтобы реализовать с SWR задуманные программы.

Ситуацию с Курентзисом можно рассматривать как яркий пример того, что в нынешних условиях человеческий фактор теперь играет чуть ли не главную роль в реализации проектов на территории Европы. От готовности той или иной организации отстаивать собственное мнение может зависеть успех всего предприятия.

Площадки

Это самые новые площадки в России: Дом культуры «ГЭС-2» открылся в декабре 2021 года, «Пакгаузы» – в июне 2022-го. В обоих случаях бывшие производственные помещения (электростанция и склад) полностью переосмыслены, «перелицованы» в современные арт-пространства. При всей разнице потенциалов («ГЭС» – громадина площадью более тридцати тысяч квадратных метров, Зал в «Пакгаузах» в десять раз меньше), и там, и там мы имеем дело с более чем оригинальными, уникальными архитектурными решениями.

«ГЭС-2», одна из старейших электростанций Москвы (1907), шестнадцать лет назад была закрыта из-за износа и экономической нецелесообразности эксплуатации. В современный арт-центр она превратилась благодаря Фонду современного искусства Леонида Михельсона и бюро итальянского архитектора Ренцо Пиано, который провел масштабную реконструкцию. Выбор Ренцо в данном случае далеко не случаен, ведь это автор Центра современного искусства Жоржа Помпиду в Париже. «ГЭС-2» – не менее масштабный проект, внутри представляет собой гигантский open space (атриум) с центральной променадной платформой, большими панорамными окнами и стеклянной крышей, в нем много воздуха и света.

«ГЭС-2». Москва

Здесь идет непрерывный диалог театра, музыки, визуального искусства, оперы, танца и кино. Собственно музыкальные проекты чаще всего проводятся в отдельно стоящем концертном зале на 350 мест (его изюминка  – прозрачный задник, сквозь который видна живописная березовая роща), но не всегда. Например, 25 ноября здесь состоялся первый в истории Дома культуры органный вечер (играла Евгения Кривицкая): инструмент поставили на центральную платформу, и выяснилось, что космический объем «ГЭС» словно создан для органа.

«ГЭС-2» называют «Домом культуры»: в каком-то смысле его концепция на новом витке воплощает идею народных домов конца девятнадцатого века и домов культуры века двадцатого, приобщавших широкую публику к творчеству. Важно, что сегодня сюда попасть может любой человек совершенно бесплатно, для этого достаточно зарегистрироваться на сайте.

История нижегородских пакгаузов началась в конце XIX века. В 1896 году в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Для главного павильона использовали конструкцию предыдущей, московской выставки  1882 года:  тогда каркасы для главного здания создали на петербургском металлическом заводе по проекту выдающихся инженеров Германа Паукера и Ивана Вышнеградского. Потом конструкции перенесли на Сибирскую пристань на Стрелке, где они превратились в каркасы для портовых складов (пакгаузов, всего их два). Их ажурная металлическая основа долгие годы была скрыта под кирпичными стенами, ее обнаружили только во время подготовки города к Чемпионату мира по футболу (2018), и началось активное обсуждение их дальнейшей судьбы.

Оригинальную концепцию предложил  архитектор Сергей Чобан и его бюро «Спич». Концертный зал в «Пакгаузах» на 426 мест создан внутри изумительной кружевной конструкции пакгауза, которая теперь находится снаружи, являясь украшением здания. Иными словами, деревянную коробку зала как бы встроили в этот каркас (во втором пакгаузе по той же методике создан выставочный зал). Еще одним оригинальным архитектурным решением стал стеклянный панорамный «задник сцены» с видом на Стрелку и историческую часть города (нечто подобное сделано и в концертном зале «ГЭС-2»).

«Пакгаузы на Стрелке». Нижний Новгород

Открыл новый концертный зал в «Пакгаузах на Стрелке» Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna 1 июня, маэстро высоко оценил акустику. Теперь это официальная резиденция Нижегородского театра оперы и балета: здесь идут концерты, представлены опера «Орфей и Эвридика» и балетный вечер «Терезин-квартет».

Обе площадки объединяет локация: красивые знаковые места в историческом центре. С «Пакгаузов на Стрелке» открываются дивные виды на Оку и Волгу, Кремль и Чкаловскую лестницу на высоком противоположном берегу, рядом главный нижегородский собор – Александра Невского. «ГЭС-2» тоже стоит меж «двух вод»: Водоотводного канала и Москвы-реки, рядом Храм Христа Cпасителя, Патриарший мост и арт-кластер «Красный Октябрь». К удачной локации приложим дерзкие, амбициозные, нетривиальные проекты в обеих афишах. В итоге и «ГЭС», и «Пакгаузы» сразу завоевали аудиторию, причем свою, новую, молодую. Долгой раскрутки не понадобилось.

Утраты

Сложное ковидное время, кажется, запустило трагическую страницу в истории нашей жизни. Череда потерь обескураживала, многие теряли близких, и весь мир – великих музыкантов. К сожалению, мы живем в эпоху неминуемой смены поколений, и в 2022 году мы вновь были вынуждены навсегда проститься с теми, кто, казалось бы, должен жить вечно.

В марте в одной из берлинских больниц после продолжительной болезни на 77 году жизни скончался Михаил Юровский – отец-основатель потрясающей дирижерской династии. «Магия его таланта заставляла по-новому звучать давно знакомые произведения Моцарта и Малера, Мендельсона и Прокофьева, Чайковского и Шостаковича», – написали музыканты ГАСО имени Е. Ф. Светланова. Маэстро прожил насыщенную жизнь: кроме работы в России, у него сложилась блестящая международная карьера. Остались его многочисленные записи на европейском телевидении и радио.

Михаил Юровский

В ночь с 22 на 23 октября 2022 года на 89-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР, выдающаяся русская певица, легенда Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, профессор Московской консерватории Галина Алексеевна Писаренко. «Ее имя означает целую bella epoca в развитии оперного искусства. Уже несколько десятилетий музыкальная жизнь России рифмуется с чистым и ясным звучанием ее имени», – справедливо считал дирижер Евгений Колобов.

Еще в апреле музыкальная общественность отмечала 80-летие художественного руководителя Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, профессора Нижегородской консерватории Александра Скульского. Спустя несколько месяцев Александр Михайлович неожиданно ушел из жизни – всего за пару недель до этого маэстро дирижировал оркестром на фестивале «Столица закатов» в Александровском саду и собирал полные трибуны благодарных зрителей, служению которым он посвятил более пятидесяти лет.

Александр Скульский

В 2022 году мы потеряли двух выдающихся ученых, которые также до последнего времени оставались «в строю», много работали и были нам очень нужны. Авторитетный ученый, крупнейший специалист по русской музыке Марина Павловна Рахманова, как отмечают ее коллеги, «за годы работы в Институте искусствознания защитила докторскую диссертацию, стала автором многочисленных статей и монографии и, главное, никогда не прекращала неизменно преданно служить русской музыкальной культуре, открывать забытые имена и произведения». В последние годы Марина Рахманова вместе с дочерью Анастасией Буцко занималась изучением и систематизацией наследия своего супруга, композитора Юрия Буцко.

В сентябре на 92 году жизни скончался музыковед, известный музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России Лев Гинзбург, стоявший у истоков «Музыкальной жизни». Среди его самых важных трудов –  энциклопедия «Современные пианисты», выпущенная совместно с Яковом Платеком, а также монография «Его выбрало время», посвященная творчеству Тихона Хренникова. В разные годы Лев Григорьевич помимо научной работы занимался организацией гастролей  российских артистов за рубежом и зарубежных в России. Кроме того, он был сценаристом и консультантом документальных фильмов о музыке и музыкантах, поскольку сам был непосредственным свидетелем и главным героем музыкальной истории XX века.

Книга

Издательство «Композитор» приступило к осуществлению проекта, который напоминает, что международные связи в сфере гуманитарных наук не рвутся и не должны рваться: именно в текущей обстановке выпущено значимое билингвальное издание – труд Болеслава Яворского «Строение музыкальной речи». Такая книга выходила в дореволюционной России в 1908 году, а теперь она не просто переиздана, но и дополнена многочисленными материалами из архива, хранящегося в Российском национальном музее музыки. Получилось более пятисот страниц – другими словами, более двухсот пятидесяти разворотов, сверстанных параллельно: слева – английский перевод, справа – русский оригинал.

Перевод, комментарии, предисловие и послесловие – автором всего этого комплекса музыковедческих текстов стал профессор Консерватории Пибоди в Балтиморе (США) Ильдар Ханнанов, выпускник Московской консерватории, ученик Ю. Н. Холопова. «Строение музыкальной речи» стоит на первом месте в списке из семидесяти книг отечественных музыковедов, предложенных Ханнановым для переиздания и перевода Российскому музыкальному союзу, поддержавшему проект. Яворский логично стал в списке номером один – это фигура настолько же яркая, насколько малоизученная, непонятая и вовсе забытая.

Исследователь, композитор, пианист, педагог, музыкальный чиновник – Яворский являл собою личность, связавшую эпохи. Подобно Скрябину, он был олицетворением дореволюционного модерна – но его творчество возымело влияние и в послереволюционные годы. Подобно философу Густаву Шпету, вместе с которым Яворский в 1920-е годы работал в Государственной академии художественных наук, он не мыслил изучение искусства в отрыве от точных и естественных наук. Подобно Сократу, он доверял ораторской речи больше, чем писаному слову, хотя количество начертанных им схем и таблиц может поставить рекорд. «Строение музыкальной речи» – свод теорий, прозрений и аксиом, которые можно трактовать с разных научных и философских позиций. Новое издание «Композитора» – это в том числе попытка комментатора выстроить различные возможные точки зрения на материал исследования. Это книга, которая заполнит ряд пробелов в знаниях современных российских музыковедов, а их западным коллегам может дать пищу и для капитального переосмысления принятой ныне системы взглядов на музыку и ее законы.

Яворский Б. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. Вступительная статья, заключение и перевод с комментариями И.Д. Ханнанова. – М.: Композитор, 2022. – 512 с. Научное издание. Перевод на английский язык и двуязычная публикация текста 1908 года с добавлением архивных материалов из фондов Российского национального музея музыки при поддержке Российского музыкального союза. Переводчик, комментатор и редактор И.Д. Ханнанов

Релиз

Новый «Звуковой обзор» –  третья серия масштабного «сериала», задуманного и воплощенного в жизнь Союзом композиторов России и фирмой «Мелодия». Как и в прошлые годы, комплект цифровых альбомов представляет современную музыку, а также исследует ее истоки в искусстве XX века. Но в этот раз очевиден фокус на сольные произведения: два диска целиком посвящены фортепианным циклам Бориса Тищенко, Николая Сидельникова и Валентина Сильвестрова, еще один диск – сочинениям для виолы да гамба (пожалуй, самый экзотичный инструмент за всю историю «Звукового обзора»). Четвертый альбом собрал пьесы для флейты и фортепиано композиторов Москвы и Санкт-Петербурга (Геннадия Банщикова, Александра Белобородова, Ивана Соколова, Дениса Хорова, Давида Кривицкого и Валерии Кухта). И только в финальном «эпизоде» мы слышим крупный ансамбль: Opensound Orchestra играет коллективный проект «Новые времена года», созданный по заказу коллектива и при поддержке Союза композиторов.

Получается выразительная сквозная линия: от максимального лаконизма и скромности к большому масштабу и концептуальности. И, конечно, от полувековой давности творчества классиков к новейшим высказываниям молодых. Можно сказать, наглядное доказательство, что преемственность в отечественной музыке не прерывалась. Ну а красивым символом этой идеи становится второй диск проекта, где композитор поколения миллениалов Марк Булошников, сочинение которого фигурировало в самом первом «Звуковом обзоре», играет багатели своего кумира Валентина Сильвестрова, выстроив их последовательность по своему усмотрению. Мэтр, кстати, остался доволен.