«Рождественская музыка» Владимира Мартынова, «Крещенский фестиваль» в Новой Опере, «Рождественские путешествия» оркестра Pratum Integrum, «Севильский цирюльник» в исполнении La Voce Strumentale и другие музыкальные мероприятия января в обзоре критиков.
Ирина Севастьянова, музыкальный журналист |
7 января
Владимир Мартынов. «Рождественская музыка»
Концертный зал имени П. И. Чайковского
В череде елок и «Щелкунчиков» первой недели января «Рождественская музыка» композитора Владимира Мартынова стоит особняком. Во-первых, это событие, которое будет интересно не только детям, но и взрослым. Во-вторых, это музыка не развлекательная, а по-настоящему праздничная, например, как произведения Баха или других композиторов барокко. «Рождественская музыка» — сочинение почти духовное, написанное еще в 1970-е годы. Оно появилось на волне увлечения Мартынова христианством, и в особенности трудами католических богословов и философов. Изначально он даже использовал немецкие тексты, и произведение исполнялось подпольно, позднее была создана и русскоязычная версия. Композитор стремился передать очень светлые и искренние впечатления от праздников и, помимо барочных сочинений, нашел вдохновение в музыке своего детства: пионерских песенках 1950-х годов.
«Рождественскую музыку» исполнят ансамбль «Академия старинной музыки» под руководством скрипачки Татьяны Гринденко, Большой детский хор имени В. С. Попова и сам автор.
19–29 января
«Крещенский фестиваль»
«Новая Опера»
Фестиваль — традиционное январское событие, появившееся больше пятнадцати лет назад в память об основателе театра, дирижере Евгении Колобове. Если программы прошлых лет были сфокусированы в основном на классическом репертуаре, то в последних сезонах преобладает музыка XX века. «Новая Опера» взяла курс на новое и продолжает движение в сторону нестандартного и сложного репертуара.
Фестиваль откроется российской премьерой оперы американского композитора Джона Адамса «Доктор Атом». Сюжет произведения связан с изобретением атомной бомбы во время Второй мировой войны, в нем раскрывается моральная дилемма ее создателя и ученого Роберта Оппенгеймера. В опере необычно проявляется традиционная техника письма Адамса — минимализм: если музыка этого направления часто воспринимается как позитивная и светлая, то здесь с ее помощью выражаются трагические переживания героев.
В мистическую атмосферу романа Гёте можно будет погрузиться на вечере с программой раритетных сочинений советских композиторов: оркестр и солисты исполнят «Историю доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке и «Песенки Маргариты» Александра Локшина.
Важную часть программ Крещенского фестиваля составляют события, приуроченные ко Дню памяти жертв Холокоста. В этом году на сцене «Новой Оперы» покажут «Терезин-квартет»— четыре одноактных балета, постановку Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Для этого спектакля были выбраны сочинения композиторов-узников концентрационных лагерей: Эрвина Шульгофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса и Ханса Краса.
В формате «перевернутого концерта», где слушатели расположатся на сцене театра вместе с музыкантами, ключевым произведением станет Квартет «На конец времени» Оливье Мессиана. Он был создан композитором в начале 1940-х, во время его заключения в немецком лагере для военнопленных. Концерт будет сопровождаться комментариями музыковеда Ярослава Тимофеева.
Два вечера фестиваля будут обращены к одноактным операм Сергея Рахманинова. В честь 150-летия композитора в концертном исполнении представят известные произведения — «Алеко», «Франческу да Римини» и «Скупого рыцаря» — и редчайшее неоконченное сочинение «Монна Ванна».
Фестиваль завершится музыкой Адамса, его Tromba Lontana для двух труб и оркестра, а также классическими большими опусами: Первым фортепианным концертом Иоганнеса Брамса и Третьей симфонией Антона Брукнера. Дирижировать заключительным концертом будет Филипп Чижевский.
25, 27, 29, 31 января
Зимняя сессия творческого объединения «Притяжение»
Цикл концертов «Памяти»
Малый зал Московской консерватории
В проекте «Притяжение» музыканты много экспериментируют с концертным форматом. Они не только придумывают интереснейшие программы, но и тщательно прорабатывают оформление событий. Взаимодействуют с художниками, дизайнерами и артистами. На «Притяжении» возможны самые смелые сочетания и решения: от вполне классических выступлений до сюрреалистичных перформансов.
Диапазон исполняемых сочинений здесь очень широк: от классиков всех времен и народов – Брамса и Шумана до классиков XX века – Курта Вайля и Джорджа Антейла. Здесь и традиционные сонаты для разных составов инструментов, например, как у Клода Дебюсси, или перформативные сочинения, как «Красная шапочка» Жоржа Апергиса в жанре инструментального театра. Второй вечер цикла будет посвящен памяти дирижера Геннадия Рождественского.
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
16 января
«Рождественские путешествия»
Солисты Pratum Integrum
МКЗ «Зарядье», Малый зал
Этот оркестр можно без сомнений записать в лидеры российского исторического исполнительства. Блестящий коллектив под управлением виолончелиста Павла Сербина играет по-настоящему старинно, а значит — очень современно. Ураганные темпы, жильные струнные, натуральные духовые, импровизирующий по строгой науке клавесин — все это делает захватывающей любую программу оркестра. «Рождественские путешествия» пройдут в компании композиторов барокко — Куперена, Телемана, Коретта, Пеца, И. С. Баха и Генделя.
15 января
Россини. «Севильский цирюльник», концертное исполнение
La Voce Strumentale
Хор Нижегородского театра оперы и балета
Концертный зал имени П. И. Чайковского
В Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина пошли тем же путем, что прошел в Новосибирске, а затем в Перми Теодор Курентзис. С недавних пор главным дирижером в Нижнем Новгороде стал Дмитрий Синьковский — молодой, но авторитетный музыкант: скрипач-виртуоз, певец-контратенор и дирижер в одном лице. Раньше он исполнял преимущественно музыку барокко, играя как раз в составе камерного оркестра Pratum Integrum. Теперь его репертуар расширился и включает, в том числе, популярные оперы, без которых не представишь себе афишу оперного театра. Оркестр театра имеет особое название — La Voce Strumentale — и позиционируется как самостоятельный гастролирующий коллектив, так же как у Курентзиса — musicAeterna. В оперной труппе много отличных певцов — и своих, и общих с той же Пермью, где они успели приобрести передовой опыт. К ним добавляются приглашенные мастера. Поэтому на «Севильского цирюльника», которого привозят в Московскую филармонию, можно идти абсолютно смело.
22 января
Язык музыки. «Мелодия»
Академический симфонический оркестр
Московской филармонии
Дирижер — Николай Цинман
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Образовательный цикл, который ведут в филармонии музыковед, критик Ярослав Тимофеев и менеджер Мария Холкина, адресован и взрослым, и детям. Ведущие искрометно и доступно объясняют аудитории, как устроен язык музыки, а оркестр тут же исполняет живые примеры. Про гармонию и ритм уже рассказали, теперь наступит черед самого прекрасного, что есть в музыке, — мелодии. Наверное, отбирать самые мелодичные произведения из всей истории музыки было очень приятно, еще приятнее будет их послушать. Программа охватит три столетия — от Арии из Сюиты № 3 Иоганна Себастьяна Баха до темы «Три товарища» из музыки к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуарда Артемьева. Правда, в середине будут «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и «Завод» Александра Мосолова. Неужели и там есть мелодия? Концерт проходит в одном отделении.
В программах концертных залов и театров возможны изменения
На фото сверху: Ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale