История музыки в хронологическом изложении представляет собой апологию победителей: горе тем «побежденным», чьи имена оказываются сокрыты в тени, отбрасываемой фигурами признанных гениев! К числу таких «волею фатума» композиторов второго плана до недавнего времени относился и Бальдассаре Галуппи (1706–1785), вместивший в свою биографию весь музыкальный XVIII век, бурный и пестрый. Были в его жизни и премьеры опер в лучших театрах Европы, и далекие путешествия (в том числе в Россию), и блестящие ученики (в числе которых Дмитрий Бортнянский). Не было заслуженной посмертной славы. Многие рукописи сгорели в огне наполеоновских войн, а пальмой первенства в восприятии XIX века обладали предыдущее (И. С. Бах) и последующее (венские классики) поколения.
«Открытие» подобных незаслуженно забытых имен становится одним из ведущих направлений и в музыковедении, и в исполнительской практике, неудивительно масштабное возрождение интереса и к творчеству Галуппи. Итальянский пианист Микеле Фонтана совместно с лейблом Fluente records, обращаясь к клавирному наследию композитора, запустил масштабный проект по записи всех фортепианных сонат (их сохранилось более сотни), на данный момент выпущено два диска, включающие в себя двенадцать сочинений. Строго хронологического порядка пианист, впрочем, не придерживается: первый релиз серии открывается записью Сонаты до мажор как своеобразного реверанса легендарному Артуро Бенедетти Микеланджели, в чьем исполнении это произведение стало широко известным.
Основной своей задачей Микеле Фонтана ставит раскрытие стилистического богатства музыки Галуппи, индивидуальная яркость и оригинальность интерпретации при этом закономерно не выдвигаются на первый план. Своих задач пианист достигает: восхищение вызывает неожиданная изобретательность композитора, мелодический дар безусловно оперной природы и отточенное мастерство владения формой. Ранние сонаты при этом еще принадлежат барочной эпохе с ее полифоническими арабесками, поздние же сочинения воспринимаются как смелый прорыв в новую эпоху: клавирный Sturm und Drang возвещает скорое наступление романтической эры. В условиях новаторского монографического проекта путь «объективной» интерпретации кажется верным и едва ли не единственно возможным: смирив собственную исполнительскую «гордыню», открыть путь композитору, сосредоточив восприятие на музыке самой по себе, а не на ее трактовке.
Блестящие во всех смыслах этого слова сонаты Галуппи, безусловно, еще займут свое место в репертуаре широкого круга пианистов в одной нише с сочинениями Скарлатти, Рамо и Куперена, но не меньшие перспективы знакомство с ними может открыть и в педагогике. Относительная техническая доступность и отточенная ясность письма делают их желанными гостями в классе фортепиано. Классический (в широком контексте) стиль так или иначе становится для детей-пианистов одним из камней преткновения, и забытый XIX веком итальянец может стать здесь одним из спасительных кругов.