Завершился телевизионный конкурс «Щелкунчик», объединивший музыкантов от 9 до 14 лет из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Великобритании. В третьем туре жюри назвало лучших
Сложности, отмены, ограничения. Этот трехголовый (ну очень прожорливый!) «мышиный король» месяцами прогрызал дыры в наших культурных кладовых. И тут, как в сказке, незадолго до наступления Нового года появился «Щелкунчик», чтобы одержать радостную победу. Да ведь нельзя отступать, если ратуешь за открытия, за надежды. Поэтому XXIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов – такой же победитель, как и все его 46 участников, а не только 9 лауреатов.
Если бы итогом выступлений в трех турах стало исполнение единственной мечты, конкурс выполнил бы свою задачу. Подарить инструмент, совершенно недоступный для девочки из отличной, но не столичной семьи, – это ли не достойная миссия? Специальный приз от Дома Scroll Fine Instruments, скрипку мастера Парлато, построенную им по модели Страдивари 1715 года, получила Ева Плакун из Севастополя («Бронзовый Щелкунчик»). Надо сказать, что даже скромная «трехчетвертушка» звучно отвечала Еве в Концерте Мендельсона. Быстрый, полетный финал. Волнение подталкивает: «Лети вперед!» – но не в силах победить природное чувство звука. Конечно, если бы скрипачке удалось найти и удержать темп, это легко помогло бы ей скоординировать смены смычка с отчетливостью левой руки. Страдала артикуляция. Но все придет с опытом, потому что исполнительнице свойственно дерзновение. Без тени робости она обращалась к дирижеру Михаилу Шехтману и в конце выступления наградила его и нас, телезрителей, обаятельной улыбкой. Все-таки лучшее украшение таланта – искренняя непосредственность.
Другие победители несколько старше и уже знают, как себя представить и выразить. Эти качества, конечно, необходимы артисту, если не обратить их в стремление эффектно выглядеть и непременно нравиться публике. Меньше тревог за Глеба Панова из Владимира («Золотой Щелкунчик»). Первая часть Концерта № 2 Венявского обращает нас к особой виртуозной литературе для скрипки, и ее лирические красоты сами зовут производить впечатление. Скрипач это понимает и обладает техническими возможностями, но не превращает броскую игру в самоцель. Его широкий смычок служит для выражения широкой души лирического героя. Теплый скрипичный тон становится источником вдохновения. Он мыслит тембрами, слышит контрасты. Это уже вполне зрелое исполнение и, действительно, золотая середина между чудесной естественностью Евы Плакун и уверенным артистизмом виолончелистки из Армении Ляны Улиханян («Серебряный Щелкунчик»). Вот самый смелый лидер. Дирижирует смычком в паузах сольной партии, бесстрашно исполняет собственную каденцию. Во всем стремится руководить игрой и самой музыкой. Ляна выступила с первой частью Концерта ре мажор для виолончели Гайдна и в этом классическом шедевре проявила грациозную музыкальность, отточенные жесты, полный самоконтроль и желание выглядеть блестяще, впрочем, совершенно законное для очаровательной юной особы.
Затем сцену покоряли три музы духовых и ударных инструментов. Москвичка Анна Геннадьева («Бронзовый Щелкунчик») исполнила Фантазию на оригинальную тему для саксофона с оркестром Демерсмана. Это разнохарактерное и технически многогранное произведение усложнено замедлениями, остановками, паузами-ферматами. И во всех этих зыбких для ансамбля местах Анна с большой чуткостью помогала дирижеру, проявила меру, чувство целого. Здесь видны ее необыкновенно важные для игры в любом ансамбле качества. Вслед за тем – ударное выступление Елизаветы Груниной («Золотой Щелкунчик»). Каскады, брызги нот в пьесе Верле «Золотой век ксилофона». В исполнении – точные акценты, согласованность движений, драйв. Поистине, в начале был ритм, взмах, танец! Подхватывая драматургию, флейтистка Элен Вирабян, еще одна «серебряная» участница финала из Армении, напомнила, что «Щелкунчик» – это одновременно сказка и балет. В исполнении первой части Концерта для флейты с оркестром Рейнеке воплотилось истинно балетное изящество, женственность, нежность.
Наконец, после трех дам выступили рыцари фортепиано. Михаил Пироженко из Санкт-Петербурга («Серебряный Щелкунчик») верно почувствовал в финале Концерта № 2 Бетховена моцартовскую легкость. При этом как бы подчеркивал своей игрой, что Бетховен – очень серьезный композитор. Помирить моцартовский дух, воспламеняющий бетховенские формы, не удается часто и взрослым пианистам, поэтому прямолинейность нашего участника объяснима. Михаил все выполнил добросовестно и с большим обаянием. Его прикосновение отточено, он слышит (сам или по совету педагога) даже гармоническую логику фраз. Но подвели артиста паузы: музыка в них просто останавливалась, а не ждала новых событий. И вот именно тем, как оживленно принимал инициативу и как удачно передавал ее оркестру, отличился «Золотой Щелкунчик» Даниил Абросимов из Нижнего Новгорода. Даниилу вручили Приз зрительских симпатий. Справедливое решение, потому что именно симпатия к его органичной, хотя вполне осознанной, музыкальности воодушевила и покорила слушателей. Даниил исполнил первую часть соль-мажорного Концерта Равеля, где чистое, почти детское сердце композитора забилось в резонансе с прекрасным детством исполнителя. Но больше всего поразила и вызвала споры программа, сыгранная в финале Андреем Гончаровым из Москвы («Бронзовый Щелкунчик»). Кто-то воскликнул: «Ничего себе!» А кто-то не без оснований спросил: «Зачем?» Пианист в 10 лет одолел «страшный» финал Первого концерта Чайковского. Он проявил в этом взрослое спокойствие, сосредоточенность. Знаменитые октавы? Ничего страшного! Во всем – прирожденный солист с чувством большой формы. Самоочевидно, что именно такой талант требует еще более деликатной и бережной огранки. В музыке, как и в жизни, всему свое время…
Так выступили победители. Искренность и сценичность, смелость и настойчивость. Этими качествами они подтвердили доводы в непростом выборе жюри. Теперь новое слово за ними и за всеми, кому подвластно их будущее. Но к этому слову нужно неизменно всегда прибавлять наречие «осторожно».