Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева рассказывает о целях и задачах Образовательного центра «Сириус»
Федеральная территория «Сириус» – особое место, притягивающее одаренных детей со всей России. Физики и лирики, музыканты, спортсмены и компьютерщики – здесь они учатся у лучших педагогов, могут получить новейшие знания о любых технологиях. И конечно, тут заботятся не только о развитии интеллекта, но и духа: досуг заполнен интересной культурной программой, в том числе связанной с классической музыкой. Глядя на афишу первого Новогоднего музыкального фестиваля, ощущаешь себя в Московской или Санкт-Петербургской филармониях. О том, в чем же секрет «Сириуса», каковы его миссия и задачи, рассказала Евгении Кривицкой (ЕК) председатель Совета федеральной территории Елена Шмелева (ЕШ).
ЕК Елена Владимировна, вы возглавляете Фонд «Талант и успех», все образовательные структуры, а с 2021 года и Совет федеральной территории «Сириус». Это огромное хозяйство, множество административных забот. Каков ваш стиль руководства? Вы все сосредотачиваете в своих руках или подбираете компетентную команду, которой делегированы определенные полномочия?
ЕШ Конечно, с самого начала Президент РФ Владимир Владимирович Путин, создавая в 2014 году Фонд «Талант и успех» и Образовательный центр, ориентировал нас на ведущие педагогические и профессиональные российские школы, их экспертизу. Поэтому именно экспертные советы «Сириуса» – по науке, образованию, спорту и искусству – фактически отвечают за его стратегическое развитие, включая интенсивные профильные программы для сильных школьников и создание нужной для них инфраструктуры. Мы начинали с одного корпуса в бывшем помещении отеля «Азимут», где были созданы первые классы для музыкантов, затем для математиков и физиков. И вместе с экспертными советами мы либо создавали новую среду, дополняя олимпийскую, либо имеющиеся объекты подстраивали под образовательные программы. Таким образом, у нас появилась новая общеобразовательная школа, корпус «Спорт» и другие корпуса. Экспертные советы полностью определяют стратегию программ и всю инфраструктуру, рекомендуют, какие нужно закупать инструменты, техническое обеспечение для образовательных программ. И в эти советы входят люди, которые сами занимаются преподаванием здесь, в «Сириусе». Образовательный центр работает семь лет, и я вижу, что теперь к нам приезжают наши выпускники в качестве ассистентов научных руководителей программ. Они учатся на самых приоритетных направлениях в ведущих университетах страны и, даже не будучи студентами педагогических специальностей, преподают на профильных программах «Сириуса». Вот как формируется среда – это важно, она мотивирует, удерживает в профессии, воспитывает, подсказывает.
ЕК Концерты первого Новогоднего фестиваля проходили в огромном здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады 2014 года. Концертные залы расположены на втором этаже, а как еще осваиваются остальные пространства?
ЕШ Сейчас этот корпус носит название Парка науки и искусства, в 2019 году в нем создан Университет «Сириус» с современным лабораторным комплексом. Тут же располагается Инновационный научно-технологический центр. Его резиденты взаимодействуют с экспертами и также становятся полноправными участниками образовательных программ. Мы в «Сириусе» запустили все уровни образования: есть детский сад, лицей с 1 по 11 класс, Колледж, Университет, где открыты магистрантские и аспирантские программы, а со следующего учебного года открываем первые программы бакалавриата. Выстроена вся образовательная линейка.
ЕК Дети, которые приезжают учиться в «Сириус», проходят что-то вроде блицкурса, рассчитанного на 24 дня, это такой интенсивный мастер-класс. Но у вас есть еще и магистерская программа, рассчитанная на два года?
ЕШ Совершенно верно. Сюда приезжают те, кто лучше всех учится, и те, кто лучше всех учит в стране. У нас нет ограничений в географии – подать заявку на программу в «Сириус» могут дети, где бы они ни жили, важно пройти отбор экспертного совета. Конкурс достигает 50-60 человек на место. Они учатся на Сириус-курсах, участвуют во Всероссийской Олимпиаде школьников. Если заявка не была поддержана, это не значит, что не стоит попытаться еще раз. Во-первых, пока ты учишься в школе, можно несколько раз приехать на сессии, а второе – у нас большой объем программ, и мотивированный ребенок может повышать свое знание предмета. Когда он оказывается здесь, он вдохновляется, ищет и видит новые приоритеты, а мы его поддерживаем в этом движении вперед.
ЕК То есть можно сказать, что учеба в «Сириусе» – шанс на успешную карьеру в будущем? В чем вообще уникальность «Сириуса»?
ЕШ Дети еще не делают карьеру, мы занимаемся все-таки образованием. В «Сириус» приезжают те, кто уже добился достаточно значимых результатов. И важно, что ребята из сфер спорта, науки и искусства оказываются в одной среде, на одной программе вместе. Это уникальная модель, отличающая нас от других программ в мире. Есть интенсивная модель для подготовки по математике, но чтобы рядом были и спортсмены, и балетные танцоры, и музыканты, такого нет. А у нас дети разных специальностей вместе ходят на школьные предметы, в клубы, на досуговые мероприятия – это все формирует широкий взгляд на мир, на то, чем рядом занимаются твои сверстники. Вряд ли музыканты в повседневной жизни посещают хоккейные матчи, а здесь они ходят и болеют за свою команду. И это редкая возможность встретиться с теми, кто идет так же интенсивно, как ты, но в других направлениях. Интенсивность, о которой я упомянула, – она завораживает и дает новый импульс для развития, перехода на новую профессиональную ступень. В этом смысле, тут я с вами соглашусь, это хороший старт. Например, ребята, интересующиеся математикой, пройдя курс и уезжая отсюда, уже выбирают для себя будущую специализацию. Так же и у физиков, и у ребят, занимающихся информационными технологиями. У нас большое количество практических лабораторий, которые дают представление о следующих профессиональных шагах.
С музыкой то же самое. Наставники приезжают сюда выступать, дети видят их на сцене и параллельно посещают их мастер-классы. Таким образом, федеральная территория так и развивается: тут создаются новые возможности для тех, кто сделал для себя выбор в профессии. Мы надеемся, что Высшая школа музыки, которую мы открыли в этом году, будет успешно работать, Центр танца Светланы Захаровой уже доказал свою состоятельность, и с открытием нового концертного комплекса мы все программы по искусству выведем на еще более высокий уровень. Будем заниматься и с педагогами, которые приезжают из регионов. Ведь основная задача «Сириуса» – не только развивать и поддерживать таланты, но и тиражировать нашу образовательную модель, являющуюся квинтэссенцией самых сильных педагогических российских практик в регионы. Мы планируем в этом году обучить 500 преподавателей – для этого мы располагаем всеми возможностями.
ЕК Кто курирует Высшую школу музыки?
ЕШ Наш экспертный совет по направлению «Искусство». Вы знаете, что Сергей Павлович Ролдугин является одним из соучредителей Фонда и вместе с Валерием Владимировичем Пясецким входит в экспертный совет. Это экспертное сообщество участвует во всех наших и инфраструктурных, и образовательных программах, которые неотделимы друг от друга. Поэтому Высшая школа музыки – во многом преемница программ, которые развивает Центральная музыкальная школа и педагоги, приезжающие работать в жюри конкурса «Созвездие». Мы считаем, что уже имеющиеся уникальные программы, созданные педагогами и апробированные за эти годы, станут базой для Высшей школы музыки.
ЕК Кроме самих программ нужен и штат преподавателей. Ведь профессора Московской или Петербургской консерваторий вряд ли переедут сюда, чтобы работать круглогодично. Как решится этот вопрос?
ЕШ Конечно, мы думаем над этим. С другой стороны, программа на 24 дня – это 120 академических часов, что немало. В них участвуют педагоги, умеющие интенсивно давать материал за счет гомогенности групп, за счет подготовки и внедрения авторских технологий. За семь лет работы «Сириуса» накоплен опыт длительного сотрудничества с ведущими педагогами лучших образовательных учреждений. Фактически они работают у нас постоянно, но вахтовым методом – стажировки, мастер-классы, сетевые программы. Через год откроется музыкальная школа, где будут вакансии. Все это дает нам основание надеяться, что мы сможем набрать пул педагогов, которые захотят тут работать на постоянной основе.
ЕК А у вас есть свой личный музыкальный опыт?
ЕШ Только слушателя. Но я выросла в Петербурге, и, конечно, мои вкусы формировались там.
ЕК Ваш выбор – вне контекста рабочих интересов?
ЕШ Я бы выбрала те жанры, которые предполагают более тесное общение с публикой, рассказ о том, что происходит на сцене. Потому что здесь, на федеральной территории, я вижу, насколько важно настроить публику на то, что будет звучать. Кроме того, мне кажется, что будущее за молодежными симфоническими оркестрами: блестящий пример – Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Благодаря тому, что мы гибко подходим к формату фестивалей, мы будем внедрять в программы регулярные выступления молодежных коллективов. В регионах сейчас есть тенденция создавать молодежные оркестры. Мы знаем об опыте Свердловской филармонии и ее Молодежного оркестра. А у нас самих интересный пример – это Центр танца федеральной территории, концепция которого создана Светланой Захаровой. В нем работают выдающиеся артисты, которые тоже приглашены Светланой Юрьевной. И туда могут прийти все, кто хочет танцевать, вне зависимости от степени таланта.
ЕК Может записаться любой желающий?
ЕШ Да. С юридическим появлением федеральной территории все эти форматы стали доступны для всех, кто тут живет или работает.
ЕК Вы управляете не только творческими процессами, но и хозяйственными, связанными с обустройством федеральной территории, ведь тут огромные пространства. Как, к примеру, облегчить транспортную связь «Сириуса» и города Сочи?
ЕШ Мы единая земля, наши связи только будут укрепляться за счет большой событийной афиши. У нас есть администрация федеральной территории, соответственно, мы делаем все, чтобы расширить количество маршрутов. Мы разрабатываем комплексный стратегический документ, касающийся планирования всей федеральной территории. У нас есть экспериментальные режимы, которые позволяют нам сократить любые циклы, связанные с комплексными мерами по благоустройству «Сириуса». Например, набережная полностью войдет в проект реновации и реконструкции, включая яхтенную марину. И тут мы хотим максимально применить свое экспериментально-правовое регулирование. Это связано с апробацией определенных технологий, например, беспилотных, которые мы хотим применить к части трассы «Формулы 1», и таким образом все новые транспортные решения, ждущие своего внедрения на всероссийском уровне, могут быть вначале опробованы здесь.
ЕК Фактически «Сириус» оказывается экспериментальной площадкой?
ЕШ Да – инженерной, образовательной, научной. Такой наукоград нового типа, где строится концертный зал, который является, в том числе, его основой.
ЕК В Новогоднем фестивале выступил пианист Иван Бессонов. Он ведь тоже проходил обучение в «Сириусе»?
ЕШ Он дважды у нас был: на программе и как участник конкурса «Созвездие». Те ребята, которые слушали его, как раз увидели свои перспективы, к чему надо тянуться. Это не только прекрасная ролевая модель, но и повод для нас задуматься. Ведь все более и более юные люди проявляют себя на профессиональном поприще. И это не только в музыке, но и в информатике, и в других сферах.
ЕК Среди учредителей Фонда «Талант и успех» – такие известные люди, как Сергей Ролдугин, Светлана Захарова, Юрий Темирканов. У них громадная артистическая карьера, множество выступлений на лучших площадках мира… Насколько глубоко они могли погружаться в заботы и нужды «Сириуса»?
ЕШ Создавая Фонд, Президент РФ Владимир Владимирович Путин лично выбирал тех, кого пригласить в учредители. Сергей Павлович Ролдугин давно руководит Санкт-Петербургским Домом музыки, организовал программу «Река талантов». Светлана Юрьевна Захарова имеет опыт проведения фестиваля, а Юрий Хатуевич Темирканов – многолетний художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии, создатель фестиваля «Площадь искусств». Все они работают с молодыми талантами. Они сразу приняли действенное участие. Фактически Сергей Павлович отсматривал все заявки, принимал решения, мы писали с его помощью регламенты. Первое время мы встречались очень часто, потому что этого ничего раньше не было. Мы ведь называемся «нетиповой образовательный фонд». Такая форма раньше никогда не встречалась! Мы несем большую ответственность за то, что делаем. Мы организуем и быт детей, и берем на себя их проезд. Все для них бесплатно, но нам хотелось добиться максимальной эффективности и чтобы это имело продолжение. Каждый год мы утверждаем экспертными советами всех научных или творческих руководителей программ и критерии для зачисления на каждую программу.
ЕК Вы выбираете лучших из лучших детей – наверное, год на год не приходится? Как вы поступаете, если на какое-то направление в этом году приходит меньше достойных кандидатов? Вузы страдают от того, что не могут снижать количество бюджетных мест, и вынуждены набирать даже не слишком профессионально пригодных студентов, чтобы сохранить квоты приема на следующий год…
ЕШ Это порочная ситуация, особенно для творческих вузов, которая и губит наше образование. У нас, конечно, нет никаких квот. Главный критерий – это талант и мотивация – именно такие дети приезжают, а не только те, кто уже где-то победил на конкурсах. Это значимые критерии, но не единственные. На музыкальном направлении, если ребенок, пройдя программу, получил итоговые оценки 9 или 10 баллов, он автоматически получает приглашение поучаствовать в конкурсе «Созвездие». Все время есть система следующего профессионального шага и условий, чтобы его совершить. По науке мы охватили 4 миллиона детей: они пишут в «Сириусе» финальный этап всероссийских олимпиад и в случае успеха потом могут подать к нам заявку на обучение.
ЕК Но приезжать на постоянной основе сюда не получится?
ЕШ Есть ограничения: не чаще, чем раз в полгода. И нельзя дважды подаваться на одну и ту же программу. Но некоторые дети, пройдя курс по математике, в следующий раз подавали заявку на химию или на информатику. Междисциплинарность – еще одна форма, позволяющая найти способ самореализации. Для исполнителей могу отметить наличие предмета «композиция», которого зачастую нет во многих музыкальных школах. И, поучившись как скрипач или пианист, ты можешь потом пройти курс композиции.
ЕК Собираетесь ли вы как-то кардинально менять методы и стандарты обучения в «Сириусе»?
ЕШ Мы собираемся действовать эволюционно. Мы работаем с самыми лучшими педагогами, нам нет смысла ломать стандарты. Они уже естественным образом сформировались и успешно приводят на сцены молодых исполнителей. Мы будем их брать за основу. И важно, что эти дети не будут исключены из своей возрастной группы, из общего образования. Среда «Сириуса» развивает. Урок биологии в виде исследовательской экспедиции даже более действенен, чем отвлеченный рассказ. И мы несем ответственность за воспитание, и вся наша система построена так, чтобы формировать, как мы это называем, «научную гражданственность», а также воспитывать лидера и профессионала.