Кажется, еще вчера мы отмечали столетие крупнейшего на планете музыкального форума – Зальцбургского фестиваля. Время летит быстро, прошло уже почти три года, недавно в Австрии состоялась очередная пресс-конференция, посвященная новым планам. Для контекста заметим, что Зальцбург «фестивалит» почти круглый год. Так, кроме основного летнего, проходят Пасхальный фестиваль под руководством Николауса Бахлера и «Зальцбургские рождественские песнопения».
Главной программе традиционно предшествует фестиваль на Святую Троицу под патронажем Чечилии Бартоли. В этом году на его события можно будет попасть в последние майские дни. По ощущениям, доминантная оперная постановка придется как раз на эту «увертюру»: Бартоли в опере «Орфей и Эвридика» Глюка выйдет в главной мужской партии. Спектакль для примадонны, как и ранее «Ариоданта», поставит остроумный и модный режиссер Кристоф Лой, а музыкальное воплощение доверено дирижеру Джанлуке Капуано. Партию Эвридики исполнит Мелисса Пети.
На фестивале Святой Троицы отметят 80-летие Даниэля Баренбойма: маэстро буквально недавно по состоянию здоровья оставил пост музыкального руководителя Берлинской оперы, но надеется продолжать выходить на сцену. Во главе с ним планируется монографическая программа «Шубертиада» – совместно с Чечилией Бартоли и Мартой Аргерих, а также юбилейный гала-концерт с участием Пласидо Доминго, Роландо Вильясона, Сони Йончевой, Ланг Ланга и не только.
Летний фестиваль развернется с 20 июля по 31 августа и обретет в родном городе Моцарта привычные и положенные по статусу масштабы – как минимум 213 событий. Для девиза программы 2023 года организаторы выбрали цитату из шекспировского «Гамлета», которую в России часто интеллигентно переводят как «Распалась связь времен», или более образно и по смыслу ближе к действительности – «Век вывихнул сустав».
«Утверждение “Век вывихнул сустав” когда-то побудило Гамлета расставить все по местам. В наш век вопросы о глобальных связях и перспективах становятся более насущными. Действительно ли у искусства есть средства, чтобы противостоять такому миру, как наш? Музыкальные произведения, вошедшие в программу этого года, становятся зеркалом нашего времени», – такое мудрое пояснение презентует пресс-служба Зальцбургского фестиваля.
Ежегодно Зальцбург представляет интерпретацию моцартовского наследия, что является обязательной и самой ответственной частью фестивальной концепции: на сей раз свою версию «Свадьбы Фигаро» представит Мартин Кушей совместно с венскими музыкантами под управлением Рафаэля Пишона, о котором мы когда-то писали, что он «ломает стереотипы».
Режиссер-экспериментатор Кшиштоф Варликовский и опытный дирижер Франц Вельзер-Мёст будут ставить трагическую оперу Верди «Макбет»: на главную роль приглашен Владислав Сулимский, а в партии Леди Макбет готовится дебютировать Асмик Григорян. С иной жанровой спецификой вердиевского наследия поработают режиссер Кристоф Марталер и дирижер Инго Мецмахер – они возьмутся за комического «Фальстафа» с Джеральдом Финли и блестящей командой певцов, среди которых Елена Стихина, Богдан Волков, Саймон Кинлисайд, Томас Эбенштайн, Майкл Колвин.
Явно внимание меломанов привлечет «некассовое», но очень интригующее произведение – «Греческие пассионы» чешского композитора ХХ века Богуслава Мартину по роману Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь». Здесь свой режиссерский успех попробует повторить Саймон Стоун, дебютировавший на фестивале в 2019 году постановкой «Медеи» Керубини, ставшей судьбоносной и в карьере нашей Елены Стихиной.
В необычной версии исполнят «Королеву индейцев» Пёрселла, «расширенную» Питером Селларсом и Теодором Курентзисом для нашумевшего спектакля Пермской оперы, Teatro Real и Английской оперы. Также в виде концертов на фестивале будут представлены оперы «Капулети и Монтекки» Беллини с Айгуль Ахметшиной в роли Ромео и «Троянцы» Берлиоза под руководством британского дирижера Джона Элиота Гардинера.
Оперная афиша не только интригует и радует, но и четко дает понять: пресловутая «отмена русской культуры» снова не задалась, говорить о ней по-прежнему смешно. На Зальцбургском фестивале, как и во всех главных международных оперных институциях, выступят русские артисты.
Интересно, что Теодор Курентзис презентует свой новый проект – международный оркестр и хор Utopia, по замыслу напоминающий новый Рахманиновский международный оркестр Михаила Плетнёва. Коллектив будет играть «Королеву индейцев» с обновленным составом певцов за исключением контратенора Андрея Немзера. Utopia выйдет на сцену с еще одной программой: сейчас они репетируют Мессу до минор Моцарта, в которой сопрановую партию исполнит солистка Пермской оперы Надежда Павлова.
Под «оперным айсбергом» не менее любопытно рассмотреть насыщенную концертную составляющую программу Зальцбургского фестиваля. Анонсирован, например, сольный концерт Даниила Трифонова, который сыграет сочинения Чайковского и Скрябина, Моцарта, Шумана и Равеля. Евгений Кисин*, помимо сольного рецитала, выступит со знаменитой певицей Рене Флеминг – они исполнят вокальную музыку Шуберта, Листа и Рахманинова. Русскую камерную программу готовит Асмик Григорян, избрав в качестве партнера пианиста Лукаса Генюшаса. Пока не определился с репертуаром легендарный Григорий Соколов, чьи концерты в Зальцбурге всегда ждут с особым ажиотажем. Также в Зальцбурге состоится дебют победителя XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Александра Канторова.
Связь времен сегодня, безусловно, распадается. Но пока еще точно вне границ Зальцбургского фестиваля. На этом культурном «островке» еще ищут способы оставаться людьми и не оставляют попыток обрести заветный мир во всем мире.
__________
* Признан иноагентом в РФ