Фестиваль стал едва ли не первым крупным культурным событием столицы в наступившем 2023 году. В разгар новогодних праздников и длинных выходных в Доме Культуры на Болотной набережной выступили молодые пианисты, стремительно покоряющие исполнительское искусство. Эти ребята еще не успели обрести некую популярность в «своих» кругах – пока еще не участвовали в Конкурсе Чайковского или на фестивале Дениса Мацуева Grand Piano Competition, но уже имеют в своем творческом портфолио послужной список наград и побед на престижных состязаниях, продолжая учиться в консерваториях разных стран. В этом, пожалуй, и главное отличие Pianissimo от других фортепианных фестивалей (количество которых с каждым годом только увеличивается). Его цель – дать возможность начинающим, не совсем опытным артистам выйти на большую сцену с солидной программой, получить свои минуты славы и, возможно, стать для кого-то настоящим открытием. В разные годы фестиваль Pianissimo проходил в Эрмитаже, петербургском Манеже, бальном зале отеля Kulm в швейцарском Санкт-Морице. В Москве, еще летом, эстафету принял «ГЭС-2» – несмотря на конец сезона, концерты прошли с большим успехом. Настал черед зимней «сессии».
Зимний фестиваль Pianissimo, пожалуй, как нельзя точно оправдал свою принадлежность времени года. Трехдневный марафон пришелся на лютые морозы, ударившие по столице сразу после 31 декабря. Впрочем, минус 25 отдыхающих, туристов и просто любителей музыки не отпугнул: в Актовом зале «ГЭС-2» можно было наблюдать настоящий аншлаг. В 15:00 начинался первый концерт, затем желающие могли посетить выставку «Настройки-3», побродить по гигантскому белоснежному пространству Дома Культуры или полистать новинки в книжном магазине внизу, а затем, уже в 19:00, посетить второй концерт. В зимнем Pianissimo приняли участие студент Московской консерватории Валентин Малинин, ее же выпускник Николай Кузнецов, питомец ЦМШ Георгий Мазуров, сингапурец, но также студент МГК Рис Консессао и два пианиста, благодаря которым фестиваль стал международным: Арио Сгрои, студент консерватории Джузеппе Верди в Милане, и Армен Пучинян, студент Ереванской консерватории имени Комитаса. Компактная программа, состоящая по всем традициям фортепианных конкурсов из сочинений эпохи барокко, крупной формы, романтической пьесы и произведений XX века, позволяла вкупе оценить уровень исполнения каждого участника фестиваля, его стилистическое мышление. Возможно, стоило бы кратко подготовить слушателей к тому, что прозвучит: камерная уютная обстановка, модная сцена с видом на березовую рощу располагали к небольшому общению, и в целом было бы любопытно, как сами молодые дарования размышляют о тех или иных сочинениях. Однако формат фестиваля явно ратовал за то, чтобы за всех говорила сама музыка.
Заключительный день Pianissimo открывал ереванец Армен Пучинян, представивший нетривиальный список произведений от Баха до Арно Бабаджаняна. В игре молодого пианиста еще чувствовалось то самое ученичество, не позволяющее быть за инструментом в состоянии полной свободы, – и это не упрек, ведь в 20 лет мало кто из его коллег может похвастаться этим ощущением, которое нарабатывается годами. Соната до мажор Гайдна и первая часть Фантазии фа минор Мендельсона были исполнены старательно-прилежно, аккуратно, словно для строгой комиссии. А Прелюдию си минор Баха в транскрипции Александра Зилоти пианист, напротив, представил словно не по канону, бережно и с неким благородством касаясь клавиш. Увы, но знаменитая до-диез-минорная Прелюдия Рахманинова оказалась для Пучиняна крепким орешком – элементарно не хватило физической мощи, однако в Musica Ricercata Лигети ее оказалось достаточно, равно как и энергетики, с которой пианист сражался с синкопами. В Элегии и «Сасунском танце» Бабаджаняна Армен Пучинян буквально окутывал зал пряными гармониями и характерными звучаниями этих восточных миниатюр, заставлял вслушиваться в тонкие динамические переходы. А затем окончательно доказал свою любовь и привязанность к подобной музыке, представив на бис пьесу собственного сочинения, мелодии в духе того же армянского классика.
Еще один участник заключительного дня Pianissimo – Рис Консессао – оказался полной противоположностью своему предшественнику с его темпераментной манерой исполнения (учитывая, что три из шести произведений программы были сугубо романтическими). Эмоционально сдержанно, словно рефлексируя, с четким осознанием каждого звука – вот как можно охарактеризовать игру молодого сингапурца. Если в Токкате до минор Баха это было не просто уместно, а стилистически верно, то в Экспромтах Шуберта – наоборот (хотелось бы больше личного «взгляда»). Впрочем, в Концертном этюде Un Sospiro Листа пианист заставил зал буквально не дышать – настолько тонко и трепетно прозвучала эта пьеса. А Третья соната Прокофьева, завершившая вечер, произвела двойственное впечатление. С одной стороны, Консессао еще не совсем «дорос» до такой сложной музыки (прежде всего, технически). С другой – не побоялся замахнуться на неученический репертуар, отважно преодолевая все трудности на глазах у публики и, в конце концов, достойно выйдя победителем из этой битвы. Что ж, Зимний фестиваль Pianissimo наглядно показал, что нашим юным талантам не страшны какие-либо преграды, будь то эффектные пассажи и аккорды или суровые морозы за окном.