Канчели: Музыка театра и кино для кларнета и фортепиано </br>Полина Осетинская, Юлиан Милкис </br>Мелодия Релизы

Канчели: Музыка театра и кино для кларнета и фортепиано
Полина Осетинская, Юлиан Милкис
Мелодия

В музыке к фильмам или спектаклям композиторы видят часто ­что-то несерьезное и не очень самостоятельное. Гия Канчели тоже прошел все стадии принятия своих прикладных сочинений: от отрицания их значимости и оговорок, что работа в кино для него всего лишь способ заработка, до неожиданных возникновений знакомых по кино мелодий в своих серьезных произведениях. Его можно сравнить с Нино Ротой в Италии: оба сотрудничали с выдающимися кинематографистами, но при этом не становились лишь инструментами в руках великих режиссеров. Отличительной чертой их музыки к фильмам можно считать ее самодостаточность. У них не дизайнерские саундтреки, рассчитанные по секундам, а произведения, живущие по своим законам. Не иллюстрации, а комментарии к происходящему на экране.

В релиз «Фирмы Мелодия» вошли «Миниатюры» — цикл из восемнадцати произведений. Это аранжировки театральной и киномузыки Канчели разных лет. Первоначально они создавались для скрипки и фортепиано, но для этого релиза было найдено даже более удачное сочетание инструментов: пьесы были исполнены кларнетистом Юлианом Милкисом и пианисткой Полиной Осетинской. «Миниатюры» дополнены двумя бисовыми пьесами: «Желтой пуговицей» и Rag-­Gidon-­Time.

Дуэт Милкиса и Осетинской безупречен, и дело здесь совсем не в техничности, а в ­каком-то интуитивном понимании друг друга, синхронности, как в танце. Кларнет на этом диске — инструмент-­хамелеон. Он звучит дымно, как саксофон в джазе и блюзе, иногда по-моцартовски ясно и прозрачно, порой напоминает трубу или пастушескую дудочку. Разные проявления тембра не привязаны к конкретным миниатюрам, они возникают посреди пьес, неожиданно и спонтанно. Это идет от стиля Канчели, ведь он постоянно переключает ручки: меланхоличное настроение переводит в шутку, а радостное — во ­что-то призрачное и грустное. В одном из интервью композитор говорил, что резкие смены фактуры и динамики в его сочинениях происходят, чтобы слушатель не заскучал. Это, конечно, ирония, но сходство с устройством его музыки есть.

Рояль здесь оттеняет кларнет, создает особую кинематографичную атмосферу. У Осетинской до Канчели уже были записи музыки к фильмам — сольные сочинения Нино Роты и Леонида Десятникова — и в этом смысле новый диск продолжает линию кинопроизведений.

В «Миниатюрах» Канчели уже мало ощущается непосредственная привязка к фильмам или спектаклям. Темы из картин Георгия Данелии, конечно, узнаваемы и вызывают в памяти отдельные кадры, а вот с другими происходит обратный процесс: здесь уже нужно посмотреть или пересмотреть кино, чтобы понять, из какой сцены эта мелодия. «Миниатюры» постепенно перерождаются в чистую музыку. Осетинская и Милкис очищают эти произведения от их клишированных версий и находят совершенно другие смыслы и отсылки. Основная тема из «Кин-дза-дзы», например, у них звучит совершенно в духе латиноамериканских танцев. Вообще, разного рода отсылок здесь предостаточно — от джаза до народной музыки. Детализация, с которой Осетинская и Милкис подходят к исполнению каждой пьесы, только подчеркивает то, что это совсем не проходные и не коммерческие сочинения, а по-настоящему изысканная и сложная музыка.