В Большом зале Московской консерватории состоялся дебютный сольный концерт органиста Луки Гаделия (Абхазия) лауреата премии «Органист года – 2022» в номинации «Персона».
Выступая от лица учредителей премии, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая поблагодарила ректора Московской консерватории имени П. И. Чайковского А. С. Соколова за поддержку проекта – концерт был специальным призом от консерватории.
Лука Гаделия, окончивший РАМ имени Гнесиных по классу Александра Фисейского и ассистентуру-стажировку Московской консерватории в классе Алексея Шмитова, представил серьезную программу, раскрывающую богатые колористические и технические возможности исторического органа французской фирмы «Кавайе-Колль». По признанию органиста, в годы его учебы, орган БЗК был закрыт на ремонт, поэтому прикоснуться к его клавишам ему удалось лишь сейчас. Сочинения И. С. Баха, Ш.-М. Видора, А. Гильмана, С. Франка в интерпретации Луки Гаделия продемонстрировали его виртуозное владение инструментом, глубокое понимание стилей этих авторов, умение захватить внимание аудитории.
Украсили концерт и ансамбли. В дуэте с певицей Кристиной Эшба (Абхазия) прозвучали концертная ария А. Вивальди и изысканные миниатюры французских композиторов XIX-XX веков Ж. Массне, Р. Ана, Ф. Пуленка. Творческий и семейный дуэт этих артистов не оставил равнодушным публику: тонкое взаимопонимание артистов, совершенный баланс голоса и органа, красота тембра солистки были оценены горячими овациями и внушительным количеством букетов – свидетельством, что у этих артистов немало поклонников в столице.
Уже традиционно в концертах премии «Органист года» выступают хоровые коллективы. На сцену БЗК вышел Камерный хор Московской консерватории, и появление этого элитного коллектива имело свой смысл: его руководитель Александр Соловьёв как Президент Фонда развития творческих инициатив является учредителем премии «Органист года». Хор исполнил первую часть кантаты «Глория» Вивальди в транскрипции для хора и органа, а также вместе с Кристиной Эшба – каватину «Casta Diva» из оперы «Норма» В. Беллини и Ave Maria Дж. Каччини (В. Вавилова) – О.Янченко для сопрано, трубы (соло Никита Токарев) и органа. Ажурное звучание хора, кантилена трубы и голоса, переплетающихся в диалоге, линия органа, то вторящая солистам, то впечатляющая мощным тутти – этот номер стал одной из ярчайших кульминаций концерта. На бис Камерный хор под управлением Александра Соловьёва преподнес сюрприз – обработку А. Лёвина хоральной прелюдии И.С. Баха «Ich ruf zu dir»: знаменитая мелодия в версии для хора a cappella стала приношением его величеству Органу.
В финале всего концерта Лука Гаделия исполнил собственную аранжировку хора «О, Фортуна» из популярной «Кармины Бурана» Орфа, поставив эффектное многоточие. Транскрипции – это еще одна неординарная страница репертуара органиста, с которой слушателям БЗК, возможно, удастся подробнее познакомиться в будущем.
Торжественность событию придало участие известного ведущего Петра Татарицкого, элегантно и без ликбеза представлявшего сочинения и артистов. А трансляция Телевидения Московской консерватории расширила аудиторию концерта до полсотни тысяч человек, максимально расширив культурные границы.
Лауреаты премии «Органист года» получают памятный приз – изображение органа в виде ладони человеческой руки, вмонтированное в прозрачный корпус. Такой инструмент действительно существует, он расположен в невероятном месте – храме Снежной Мадонны в Альпах. И это красивый символ – человечности этой профессии, человечности органа, голос которого говорит с нами о вечных ценностях.