Праздник к нам пришел События

Праздник к нам пришел

Музыканты из Екатеринбурга представили в ГРАУНД Солянке программу «Ночь после Рождества»

Большинство выпускников столичных консерваторий заточены на конкурсные выступления и доводят до блеска довольно ограниченный набор классических произведений. Далеко не все исполнители создают по-настоящему оригинальные программы, взаимодействуют с контекстом, историческим или вообще культурным. Концерт «Ночь после Рождества»,  представленный екатеринбургскими музыкантами в «ГРАУНД Солянке», – идеальный пример того, как можно сочетать музыку разных стилей и периодов.

При составлении тематических программ, и уж тем более новогодних, существует опасность, что все превратится в обыкновенный праздничный плейлист из всеми любимых произведений, без какой-либо интересной концепции. Но музыкантам из Екатеринбурга абсолютно точно удалось избежать такого банального сценария. Куратором концерта выступил Богдан Королёк – один из перспективных российских критиков, музыкальную составляющую представляли сопрано Ольга Семенищева и пианисты Герман Мархасин и Германн Фидлер.

Герман Мархасин и Ольга Семенищева

В их концерте тема Рождества раскрывалась не столько напрямую, сколько косвенно, интуитивно. Непосредственно с праздником были связаны наиболее традиционные опусы – песни Мориса Равеля и Габриэля Форе, а также фортепианная Маленькая сюита на Рождество Джорджа Крама. Остальные пьесы, не имеющие прямого отношения к теме, действовали скорее на ассоциативном уровне.

Несмотря на то, что большинство произведений вряд ли знакомы многим слушателям, эта программа совсем не казалась трудной для восприятия. Во-первых, потому что концерт получился компактным, а сочинения драматургически органично вытекали одно из другого, и во-вторых, благодаря невероятно артистичному выступлению музыкантов. Мархасин виртуозно лавировал между разными композиторскими эстетиками и очень убедительно играл на всех частях инструмента. В сюите Крама рояль из клавишного превратился в гибрид ударного и струнного, а в «Детских играх» Хельмута Лахенмана и Девяти багателях Юрия Красавина переосмыслялись самые простые типы структур (фактуры, фразы и т. д.). Восторг у публики вызвало выступление Фидлера: пьесу-страшилку Владимира Раннева «Пианино» он воплотил с неподдельной юношеской обаятельностью и веселостью. Если Мархасин показывал самые разные возможности звучания рояля, то Семенищева раскрывала контрастные вокальные стили: от позднеромантического в Равеле и Форе до почти что популярной манеры в песнях Джона Кейджа. Наиболее радикальными в этой программе оказались «Три детских сценки» Александра Мосолова – сочинение юмористическое и театральное, в духе знаменитого цикла «Детская» Модеста Мусоргского.

Германн Фидлер

С программой «Ночь после Рождества» музыканты до Москвы выступали уже в нескольких городах, но именно в «ГРАУНД Солянке» получилось еще очень интересное сочетание концерта с инсталляцией «Что делать?». Через объекты – наивные, пестрые и красочные, как новогодние поделки, – художники отвечали на простые и вместе с тем безумно сложные вопросы о том, как жить и находить что-то позитивное в сложных ситуациях. Концерт, где темы детства и праздника проходили красной нитью, вступал в диалог с экспозицией, и в нем тоже можно было найти если и не совет, то способ утешения.

Если возвращаться к главному вопросу инсталляции «Что делать?» и адресовать его музыкальным менеджерам Москвы, то им следует налаживать контакты с региональными исполнителями и всячески помогать ребятам с организацией концертов, а публике точно нужно следить за графиком выступлений екатеринбургских музыкантов и обязательно заносить эти даты в свои календари.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой