В последний месяц зимы в Москве стартуют три монографических проекта: цикл “Весь Стравинский” в филармонии, малеровские вечера и серия концертов к 150-летию С. В. Рахманинова в “Зарядье”. Теодор Курентзис и musicAeterna выступят в новой культурной локации “Зотов”. Подробнее — в обзоре редакции журнала.
Для любителей исследовать новые пространства наверняка будет интересно посетить эту модную московскую локацию. Производственные помещения бывшего хлебозавода № 5 переоборудованы в культурный центр. Свои двери он распахнул осенью прошлого года и быстро стал местом встречи миллениалов творческих специализаций. Здесь реализуются выставочные проекты, проходят показы авангардного кино, читают лекции. Академическое исполнительское искусство пока представлено в афише камерными концертами, получившими общее название «Музыка будущего 100 лет назад».
Речь о сочинениях, принадлежащих к раннесоветскому авангарду — периоду отечественной музыки, наименее освоенному концертной практикой. В программе заключительного вечера — Мосолов, Рославец, а также Стравинский. Со вступительным словом к слушателям обратится Светлана Петухова, кандидат искусствоведения, музыковед, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
14, 17 и 28 февраля
Малеровские вечера
Большой зал МКЗ «Зарядье»
В «Зарядье» последний зимний месяц пройдет под знаком Малера — на февраль выпала целая серия связанных с его именем событий. Еще в начале сезона был проанонсирован специальный малеровский цикл, интересный в том числе своим просветительским форматом. Аудитория «Зарядья» услышит все симфонии композитора (правда не в хронологическом порядке, а вразнобой, в интерпретации разных коллективов и дирижеров) и сможет лучше их понять благодаря преамбулам-лекциям, которыми сопровождается каждый концерт. Об истории создания Четвертой, Шестой и Девятой симфоний, об авторском замысле, о существующих редакциях произведений, особенностях формы, специфике состава оркестра расскажут музыковеды Марина Раку и Юлия Векслер.
14 февраля Национальный филармонический оркестр под руководством Владимира Спивакова исполнит Четвертую симфонию, посвященную теме детства. Ее визитная карточка — заключительная часть с партией сопрано, а также бубенчики — симфония открывается их призрачным, словно потусторонним, звоном, в финале же они возвращаются уже в духе Орфа.
Один из опусов зрелого творческого периода Малера — Шестую симфонию — сыграет 17 февраля Красноярский симфонический оркестр вместе с Владимиром Ланде. Чисто инструментальная четырехчастная симфония, за которой закрепилось программное название «Трагическая», многими воспринимается как пророческая. Написанная в самое счастливое для Малера время, Шестая устремлена вглубь XX века. Слушая ее, складывается впечатление, что Малер не только предвидел роковые события в своей судьбе, но предугадал то, что суждено пережить миру в последующую сотню лет.
В последний день зимы — так уж совпало — прозвучит последняя завершенная Малером симфония — Девятая. «Это музыка, приходящая из другого мира, она возникает из вечности», — говорил о ней Герберт фон Караян. Отто Клемперер называл Девятую «величайшим достижением» композитора. Сам Малер так и не услышал свое творение — он умер в мае 1911 года. Премьера же Девятой состоялась год спустя, на Венском фестивале, дирижировал Бруно Вальтер. Публике «Зарядья» представят это произведение Димитрис Ботинис и Симфонический оркестр Новосибирска.
15 февраля
Цикл «Весь Стравинский»
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Московская филармония запускает рассчитанный на несколько сезонов абонемент «Весь Стравинский». В этом проекте, наоборот, концепция сопряжена с хронологией создания сочинений. Особое внимание будет уделено практически не звучавшим в России раритетам. Амбициозности абонементу добавляет то, что впервые в истории абсолютно вся музыка композитора будет исполнена в одном концертном цикле, и произойдет это на родине автора «Весны священной».
Музыка Стравинского занимала важное место в филармонических афишах как в прошлом веке, так и в первых десятилетиях нынешнего. В программах оркестра Московской филармонии впервые в СССР были исполнены Симфония в трех частях, Скрипичный концерт, «Симфонии духовых», кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения». Исторические концерты Стравинского в 1962 году в Москве также проходили при участии оркестра филармонии под управлением композитора, сыгравшего «Петрушку» и «Фейерверк». Ряд российских и московских премьер Стравинского представили Госоркестр СССР и Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Поздние сочинения в своих филармонических абонементах регулярно исполнял Геннадий Рождественский, многие — впервые в России. Музыка Стравинского звучала в программах Владимира Юровского — начиная с его первого московского концерта и далее на протяжении десяти лет руководства ГАСО России имени Е. Ф. Светланова.
Откроют новый абонемент крупные сочинения, написанные до 1913 года. Проводником в мир Стравинского выступит автор и ведущий цикла — Ярослав Тимофеев.
19 февраля
Рахманинов. «Всенощное бдение»
Оркестр и хор musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис
МКЗ «Зарядье»
Еще один флагманский проект «Зарядья» — празднование 150-летия Рахманинова, которое охватит весь календарный год. В программах концертов, посвященных юбилейной дате, будет панорамно отражено все наследие русского классика. Отправной точкой этого цикла станет исполнение Теодором Курентзисом и musicAeterna «Всенощной» — эпического произведения для хора a cappella с солистом. Многие исследователи склонны считать, что к корням русской музыкальной культуры — старинным церковным напевам, знаменному пению — Рахманинов обратился в период суровых испытаний, обрушившихся на Россию с началом Первой мировой войны. Пропитанная свойственным духовным произведениям глубоким драматизмом, «Всенощная» сочетает в себе строгость звучания и величественность действа. Общая ее динамика — от мрака к свету. Критик Владимир Держановский так высказался об исполнении «Всенощной»: «Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта».
В программе с одним из главных произведений Рахманинова Курентзис поставил совершенно новую пьесу: по заказу «Зарядья» давний единомышленник Курентзиса Алексей Ретинский написал мистерию для хора и оркестра «Ты — ликами цветов» на лирику Геннадия Айги.