Два года назад городской округ «Сириус» в Имеретинской долине на Черноморском побережье получил особый статус федеральной территории с самостоятельными органами публичной власти и собственным бюджетом. Сердцем «Сириуса» стал Образовательный центр, открытый по инициативе президента Российской Федерации Владимира Путина в 2015 году на базе Олимпийского парка. В настоящее время это современный, стремительно развивающийся инновационный, научно-образовательный, культурный и туристический кластер — уникальное творческое и экспериментальное пространство. Вся его концепция ориентирована на процесс взращивания нового поколения высококлассных специалистов самых разных направлений, включая спорт и гуманитарные дисциплины. Важное место в этой лаборатории отведено музыкальному воспитанию и музыкально-просветительской сфере.
Параллельно с ежемесячно обновляющимися образовательными программами «Академическая музыка» и «Хореография» «Сириус» проводит музыкальные фестивали. За прошедший год на федеральной территории сыграли более шести десятков концертов. В туристический сезон здесь сразу две локации — открытая сцена на Медальной площади Олимпийского парка и Большой зал самого Парка науки и искусства — принимали Большой летний музыкальный фестиваль. Масштаб этого мероприятия, количество приглашенных артистов и коллективов, их исполнительский класс — все это попало в поле зрения редакции «Музыкальной жизни», и, подводя итоги года в предыдущем номере журнала, мы назвали «Сириус» в категории «Прорыв».
У руководства Парка науки и искусств, равно как и администрации федеральной территории, наполеоновские планы и серьезные творческие амбиции. Художественный руководитель фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай — известный режиссер и продюсер — видит будущее «Сириуса» как нового Зальцбурга. Кому-то подобный ориентир покажется чересчур дерзким — все же у родины Моцарта уходящие вглубь веков традиции и связь с именем одного из самых популярных в мире классиков. Но у «Сириуса» своя собственная история и отличные «базовые» параметры: прекрасная локация в субтропическом климате Краснодарского края, молодой, энергичный управленческий коллектив, поддержка таких крупных артистов, как Валерий Гергиев, Сергей Ролдугин, и, конечно, что весьма существенно, — финансовые возможности.
В настоящее время концертная программа фестивалей «Сириуса» ориентирована на те пространства, которые оставила в наследство Олимпиада 2014 года. Одно из них — зал «Атом» — удалось отлично адаптировать для исполнения камерной музыки. Здесь хорошо звучат как произведения для сольных инструментов, так и ансамблевые и даже хоровые опусы. Акустические параметры Большого зала, где в настоящее время проводятся концерты симфонической музыки, не столь удовлетворительны, и эту насущную проблему уже совсем скоро решит строящийся на Международной улице концертный комплекс. Этот крупный проект должен вывести «Сириус» на качественно новый уровень и открыть новые перспективы. По словам председателя Совета федеральной территории Елены Шмелевой, партнером театрально-концертного центра станет Высшая музыкальная школа, которую в настоящий момент достраивают. Творческий тандем этих институций сможет формировать детские и молодежные абонементы, развивать программы, адресованные профессиональным музыкантам. Юные таланты встретятся на одной сцене с признанными мэтрами — своими наставниками.
Открытие нового зала запланировано на 2024 год. Архитектор Андрей Литвинов, приглашенный фондом «Талант и успех» для реализации проекта концертной площадки, а также выступающий в качестве директора Центра урбанистики и дизайна окружающей среды университета «Сириус», уверен в том, что этот объект имеет все шансы стать символом культурного развития края. «По совокупности решений наш зал не имеет аналогов, — говорит Литвинов. — Размышляя над тем, каким может быть его внешний облик, я отталкивался от того, что новый город возводится на том месте, которое раньше занимал природный массив. Хотелось создать некое творческое продолжение этого контекста. Я представлял себе горные хребты. Поэтому мой выбор пал на параметрический дизайн — синтез архитектуры, математики, технологий и органики. Подобные фасады уникальны тем, что силуэт здания меняется в зависимости от точки обзора — находясь на разных возвышенностях, вы можете заметить, как преображаются изгибы, очертания сооружения, как меняется динамика форм». В наступившем году, по словам архитектора, основной спектр работ будет сосредоточен вокруг внутренних элементов здания. Предстоит также выбрать облицовочные материалы, после чего начнется внешняя отделка.
В дни открытия первого Новогоднего фестиваля в «Сириусе» — нового ежегодного проекта — строящийся концертный зал посетил Валерий Гергиев. Маэстро уверен, что его камерное пространство сможет сыграть существенную роль в продвижении молодых исполнителей. Руководитель Мариинского театра также упомянул о преимуществе региона, где туристический отдых теперь сопряжен с культурным досугом. «“Сириус” — замечательная идея, которая помогает сфокусировать усилия и всей страны и отдельных отраслей на образовании, культурном продвижении — беречь наши сокровища, а созданные русскими композиторами шедевры — это тоже сокровища, и мы делимся ими с детьми, молодежью, теми людьми, которые не всегда имеют возможность прикоснуться к ним. Безусловно, благодаря довольно мощному образовательному кластеру “Сириус” вскоре станет одной из культурных столиц России. Я с большой надеждой смотрю на сценарий его ближайшего будущего», — поделился Валерий Гергиев. Говоря о программе открытия фестиваля, маэстро напомнил собравшимся, что для всей русской культуры 2023 год — это юбилей Сергея Рахманинова, и присутствие в программе вечера Второй симфонии классика — обоюдное с представителями «Сириуса» желание отпраздновать это знаменательное событие.
Объявленная Валерием Абисаловичем русская программа хоть и выглядела хрестоматийной, но на деле вышла не без неожиданностей. Оба сочинения оркестр Мариинского театра играл без перерыва — единым отделением. Более того, расширенная версия Сюиты из музыки к «Щелкунчику» неожиданно потеряла танец Феи Драже и па-де-де. Сказочные образы Гофмана — Чайковского вскоре утонули в мрачном суровом вступлении Второй симфонии Рахманинова, и чем напряженнее становилось музыкальное повествование, тем сильнее ощущался разительный контраст между выбранными Гергиевым произведениями. Можно было предположить, что дирижер задумывал концепцию, в которой были бы отражены два возраста — юность и зрелость мира, год предыдущий и год минувший… Образы, вселяющие нам страх, оказываются всего лишь видениями, а истинные переживания, как разбушевавшаяся во второй части симфонии Рахманинова вьюга, обрушиваются на нас неожиданно, заставая врасплох. Однако это предположение пришлось перечеркнуть, потому что в качестве биса Гергиев и его коллектив сыграли те самые два самых популярных номера из «Щелкунчика». Волшебство случается даже посреди ожесточенной борьбы — именно так хотелось интерпретировать подобное программное решение.
На следующий день фестивальную эстафету перехватили выступившие в зале «Атом» пианист Мирослав Култышев, скрипач Павел Милюков и виолончелист Сергей Ролдугин. Магистральным сочинением вечера камерной музыки стал принадлежащий к позднему периоду творчества Рахманинова цикл Вариаций на тему Корелли в исполнении Мирослава Култышева. Пианист сделал упор на драматическую, философскую составляющую произведения, чем подтвердил зрелось своего исполнительского мышления. Впечатляющая, выдержанная, убедительная как в техническом, так и в художественном отношении интерпретация Култышева была восторженно встречена публикой. Павел Милюков продемонстрировал элегантное, изящное музицирование. Сергей Ролдугин предстал перед залом сконцентрированным и погруженным в размышления.
Подарком фестивалю стало выступление Хора мальчиков старейшего профессионального учебного заведения России — училища имени М. И. Глинки. Исполненная коллективом Литургия Святого Иоанна Златоуста раскрыла еще одну важную грань наследия Рахманинова — его духовные сочинения.
Елена Шмелева: В «Сириусе» мы формируем широкий взгляд на мир