Ежегодный фестиваль-премия «Золотая Маска» стартует в Москве 5 февраля. Откроет программу постановка Малого драматического театра – Театра Европы «Чайка» Льва Додина. Она будет показана в рамках нового внеконкурсного проекта «Маски» – «Мастер».
Имена лауреатов будут объявлены на Церемонии вручения премии, которая состоится 22 апреля на сцене МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Чуть ранее – 27 марта – во Всемирный день театра в Бетховенском зале Большого театра пройдет вручение Специальной премии «Золотой Маски» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Лауреаты были определены Союзом театральных деятелей Российской Федерации в декабре прошлого года. Среди них – помощник музыкального руководителя Большого театра Маквала Касрашвили, солисты Московского театра оперетты Светлана Варгузова и Юрий Веденеев.
В афише «Золотой Маски» собрано 66 постановок из 25 городов. Большую ее часть составляют спектакли из Санкт-Петербурга и регионов России. Как рассказала гендиректор фестиваля Марина Ревякина на пресс-конференции, прошедшей на этой неделе, среди участников не только крупные театральные центры – такие, как Пермь, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Красноярск, но также и малые города, в том числе коллективы из Губахи (Пермский край) и Мирного, которые впервые выдвигаются на «Маску».
«Сочетание основной и внеконкурсной программы, трансляций онлайн и в кинотеатрах, наши просветительские программы – весь этот творческий продукт прошлого сезона доступен для нашего зрителя, для тех, кто любит и кто нуждается в театре, – отметила Марина Ревякина. – В этом смысле нам важно сохранять принципы, заложенные 29 лет назад нашим учредителем – Союзом театральных деятелей: это объединение людей театра, продвижение и развитие театрального искусства, особое внимание к регионам».
Среди внеконкурсных проектов особое место займет Theatrum. «Золотая Маска» проведет его в четвертый раз при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина. Нынешний Theatrum станет коллаборацией фестиваля с Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на Волхонке. «По содержанию он связан с проходящей там выставкой “Всеобщий язык“. Куратором выступает Илья Кухаренко», – сказала Марина Ревякина. Несмотря на то, что подробности этого проекта пообещали раскрыть 15 февраля, на сайте «Золотой Маски» представлена информация о предстоящих мероприятиях в рамках Theatrum: в частности, известно, что Борис Юхананов, худрук Электротеатра Станиславский, осуществит постановку «Книги висячих садов». Соавторами спектакля выступят сценограф Степан Лукьянов и художник по костюмам Анастасия Нефедова. «Это первая в мире попытка театральной постановки одноименного вокального цикла Арнольда Шёнберга на стихи Штефана Георге, – говорится на сайте «Маски». – Название цикла отсылает нас к Вавилону – городу Висячих садов Семирамиды и печально знаменитой Башни. А скрытый сюжет – к трагическому любовному треугольнику между Арнольдом и Матильдой Шёнбергами и знаменитым художником-экспрессионистом Рихардом Герстлем». Спектакль задуман как променад.
Во внеконкурсной программе «Маска плюс» – пятнадцатой в истории фестиваля – запланированы профессиональные дискуссии, посвященные теме кураторства в театре. В десятый раз пройдет «Детский Weekend», особое место в нем займет спецпрограмма в партнерстве с «ГЭС-2», благодаря которой театры юных зрителей смогут наладить коммуникацию с издательствами и авторами, специализирующимися на детской литературе.
«Мне бы хотелось подчеркнуть значимость театра в нынешнее время, – подытожила Марина Ревякина. – Театр – безусловно, зеркало, в котором отражаются все изменения в культуре и в обществе. Он дает возможность слышать друг друга и иные точки зрения, потому что театр – это живое общение. Любой спектакль в зрительном зале проходит через нас – через нашу судьбу, через наше состояние, он по-иному проецируется, звучит – вы видите это сами. Театр – возможность изжить то, что невозможно изжить в этой жизни, прочувствовать то, что в этой жизни человеку невозможно прочувствовать. Этим он ценен. Мы любим российский театр и вместе создаем театральную историю. Мы видим, что зрители активно ходят в театр, им хочется этого диалога, и это большое счастье».