9 февраля Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы» представят новую программу в Зале Чайковского. Это музыкальное путешествие через три столетия: оно начинается в 30-е годы XVIII века, когда Иоганн Себастьян Бах руководил Телемановским музыкальным обществом Collegium Musicum в Лейпциге, и завершается в наши дни, когда Владимир Мартынов представляет мировую премьеру – очередное музыкальное свидетельство своей философской доктрины о конце композиторского творчества.
Откроет программу Третья оркестровая сюита Баха в версии для струнных и континуо – произведение, в котором соединились немецкие и французские традиции инструментальной музыки барокко. Композитор называл свои оркестровые сюиты увертюрами, подразумевая распространенный в то время тип многочастной пьесы с преобладающей ролью одноименной первой части. Из частей Сюиты № 3 наиболее известна Ария – вневременной шедевр баховской возвышенной лирики.
Сфере лирических настроений принадлежит и Пятая симфония Франца Шуберта, созданная 19-летним автором с заметным пиететом к творчеству Гайдна и Моцарта. Однако, несмотря на ощутимое влияние венских классиков, в этой работе уже заметен и собственный почерк молодого романтика – его особый гармонический язык и вдохновенный песенный мелодизм.
Лирический характер присущ и пьесе Langsamer Satz Антона Веберна (студента Института истории музыки при Венском университете, еще не вступившего на стезю додекафонии) – медленной части из неосуществленного струнного квартета. Образный строй миниатюры связан с романтическими обстоятельствами: походом композитора в горы в Нижней Австрии с его невестой, кузиной Вильгельминой. Замысел квартетного цикла остался нереализованным, а единственная написанная часть считалась утерянной. Ее рукопись была обнаружена в начале 1960-х годов в частном архиве в Перхтольдсдорфе близ Вены.
В завершение программы впервые прозвучит новое сочинение Владимира Мартынова Post scriptum, написанное специально по заказу «Виртуозов Москвы». Название произведения автор комментирует так: «Post scriptum – это одна из форм opus posth-музыки, возникающей в тот момент, когда принципиальная невозможность написания нового пересиливается волей к письму, побуждающей переписывать уже написанное в новых ракурсах и новых комбинациях. Применение принципа постскриптума превращает музыку в машину воспоминаний, к работе которой каждый слушатель может подключить свои личные воспоминания, благодаря чему непременно возникает что-то действительно новое».