Кто боится Синюю Бороду События

Кто боится Синюю Бороду

В Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера оперы-буффа Оффенбаха

«Синяя Борода» – эта сказка Шарля Перро знакома всем сызмальства, и потому зрительский интерес к тому, как такой мрачный сюжет воплощен в игривом жанре, обеспечен априори. Композитор Жак Оффенбах решил эту проблему просто – сместив акценты:  благодаря алхимику Пополани жены Синей Бороды лишь усыплены. В нужный момент они пробуждаются, разоблачают муженька-ловеласа, и в конце любовь торжествует. Премьера прошла с огромным успехом в парижском Театре Варьете в 1866 году, и критики сразу объявили, что это самое удачное либретто из всех оперетт Оффенбаха. Даже странно, что впоследствии она оказалась на периферии режиссерского внимания.

В Красноярске эта история обросла множеством подробностей, актуальных для  сегодняшнего дня. Новое либретто, заказанное Ольге Ершовой, включило и фрагменты прежних русскоязычных версий – Евгении Гальпериной и Юрия Димитрина, – да и инициатор постановки, режиссер Сергей Новиков, тоже приложил руку. Рыцари и короли остались в прошлом, все теперь разворачивается в мире шоу-бизнеса: господин Синяя Борода оказывается магнатом, владельцем крупной киностудии, конкурирующей с концерном «Бобеш». Интрига разворачивается в двух направлениях. Булотта, очередная невеста Синей Бороды, сумела внушить ему страсть. В оригинальном либретто муж приревновал ее к бывшему поклоннику, Дафнису, оказавшемуся принцем Сафиром. Теперь же ревность лишь предлог, чтобы жениться на дочери Бобеша, Флеретте, и поглотить конкурента. Для этого Синяя Борода не останавливается даже перед убийством Сафира, жениха Флеретты, правда, потом выясняется, что он лишь упал в обморок, и все заканчивается хеппи-эндом.

Рыцари и короли остались в прошлом, все теперь разворачивается в мире шоу-бизнеса: господин Синяя Борода оказывается магнатом, владельцем крупной киностудии, конкурирующей с концерном «Бобеш».

Для Сергея Новикова сюжет также срифмовался с культовым фильмом «Красотка» (с Ричардом Гиром и Джулией Робертс) – уже афиша воспроизводит знаменитый постер 1990 года. Костюмы Булотты также стали репликой к фильму – высокие сапоги, шорты в обтяжку, блондинистый паричок, а затем платьице в горошек (художник по костюмам и сценограф Мария Высотская). Некоторые ситуации по ходу спектакля повторяют эпизоды «Красотки», когда, например, герои оказываются в гостях у Бобеша, где Синяя Борода цинично рассказывает, где «подобрал» свою новую жену (по аналогии со сценой на скачках из фильма). И, конечно, главная идея – о силе любви, способной «улучшить»,  «переродить» самого отъявленного циника и негодяя.

В общем, Оффенбах вряд ли бы узнал свое детище, но вот парадокс. В то время как критики ломают копья и перья насчет «режоперы» и произвола постановщиков, посягающих  на либретто и замысел автора, в отношении оперетты редакции, купюры, перестановки являются общепринятой практикой. Благодаря этому удалось создать мелодраму с понятными перипетиями и большой долей злободневного юмора. К примеру, на киностудии Синей Бороды якобы снимает свой фильм «Летучий корабль» Алексей Учитель, которого со сцены приветствует массовка (он присутствовал на премьере), вышедшая в реальных костюмах из этой картины. А в финале, когда Булотта вновь возвращается к Синей Бороде, она произносит знаменитую фразу из «Иронии судьбы»: «Вы считаете меня легкомысленной?» «Время покажет», – кидает ей реплику Клементина, жена Бобеша. И публика немедленно отреагировала на оммаж в сторону культовой комедии. Вообще, тут разбросано немало самых разных «цитат» из фильмов (еще считалась «реплика», когда Сафир приходит знакомиться к Бобешу и начинает кланяться с реверансами, точь-в-точь как Джигарханян в образе купца в «Собаке на сене»). Так что Сергей Новиков всласть поностальгировал о хорошем кино и создал своего рода интеллектуальный квест.

 

В итоге получилась симпатичная вещица, дающая зрителям возможность и посмеяться, и проявить эмпатию, а еще – патриотизм. Ведь все исполнители – оркестр, хор, певцы, дирижер Александр Юдасин – из Красноярского театра оперы и балета, причем в премьерных показах участвовало два состава. Во второй день Синюю Бороду пел Денис Гречишкин, обладатель звонкого баритона и отличной дикции, что в легком жанре крайне важно. Ведь оперные певцы не всегда в состоянии внятно произносить драматический текст, а тут на диалогах держится весь спектакль. И Денис идеально вжился в образ «распальцованного» самодура, в котором постепенно «проступают» человеческие черты. Попала в типаж и Виктория Кангина: ее Булотта – настоящее дитя улицы, обаятельная и очень живая. С юмором провел свою роль Эдвард Арутюнян (Сафир), освоив новое для себя характерное амплуа; «серым кардиналом» с несколько пафосной подачей диалогов предстал Пополани в трактовке Олега Алексеева, а Екатерина Кочетова (Клементина) и Евгений Балданов (Бобеш) убедительно разыграли семейные разборки – такого рода перепалки можно частенько наблюдать и в реальной жизни. И в целом весь ансамбль солистов был на своем месте: пусть у кого-то еще «хромает» дикция, но очевидно, что спектакль станет репертуарным, будет пользоваться популярностью, и солисты и хор «отлакируют» свои партии до блеска.

Тем более что премьера выпускалась в экстремальных условиях – параллельно с постановкой «Опричника» Чайковского, показанной на неделю раньше. Обе работы театр смог подготовить за 23 дня – действительно творческий подвиг, показавший невероятный потенциал и труппы, и цехов, и умение руководства правильно распределить задачи.

Поздравляя участников премьеры, губернатор Красноярского края Александр Усс не скрывал восхищения: «Три премьеры в течение сезона – это ударный почин, как в социалистической пятилетке. Я не эксперт, и мое мнение не очень объективно, но “Синяя Борода” мне понравилась больше всех, поскольку здесь никто не умирает и никого не убивают. Тут главенствуют оптимизм, созидание, и женщина раскрывает свою истинную роль. Она побеждает и изменяет мир к лучшему. Спасибо вам за многоцветие ваших талантов и за разнообразие тех премьер, которые с вашей помощью состоялись». А Алексей Учитель, отметив актерский талант труппы и качество танцевальных номеров, тут же пригласил на актерские пробы, чтобы «продолжить карьеры в кинематографе».

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»