17 февраля в Зале Чайковского стартует новый цикл концертов Персимфанса, где история музыки раскрывается через сопоставление сочинений, на первый взгляд далеких друг от друга. В первой программе цикла жемчужина французского барокко – «Стихии» Ребеля – предстанет в окружении додекафонной Симфонии Веберна и позднеромантического «Прометея» Листа. Кульминация вечера – грандиозный «День Бытия» Вышнеградского: знаковое произведение 1917 года впервые исполняется в России на академической сцене.
Год назад Персимфанс – Первый симфонический ансамбль без дирижера – отметил свое 100-летие. Открывая свой второй век, коллектив приглашает слушателей на цикл концертов «Новая история музыки от Персимфанса»: в его программах произведения самых разных эпох вступают в самые неожиданные диалоги, комментируя друг друга. «Сочинения, которые разделены сотнями лет музыкальной истории, могут органично прозвучать в нашем концерте одно за другим или даже одновременно, – рассказывает Григорий Кротенко, комиссар Персимфанса. – Наша задача – осветить под разными углами различные явления, увидеть новые взаимосвязи и общности. В своих выступлениях мы предлагаем не только альтернативный, бездирижерный метод игры, но и альтернативный, спорный взгляд на историю музыки».
В программе встречаются три века – XVIII, XIX, XX – и три художественные эпохи – барокко, романтизм, модернизм. В 1737 году во Франции появился балет Жана-Фери Ребеля «Стихии», изображающий возникновение Вселенной и сотворение человека. Помимо музыки дивной красоты, сочинение вошло в историю первым применением кластера, в данном случае – аккорда из всех звуков ре-минорного звукоряда. Авторский подзаголовок «Стихий» – «новая симфония», то есть «симфония нового типа». Так Ребель назвал сочинение, созданное до появления симфонии классической, которой еще предстояло родиться, повзрослеть и измениться до неузнаваемости: без малого два века спустя свою Симфонию создаст Антон Веберн. «Сочинение недлинное и для малого состава, – комментирует Григорий Кротенко, – по сути, Антисимфония, описывающая мироздание новым, концентрированным способом».
Симфоническая поэма Ференца Листа «Прометей» – яркий пример того, как менялся классический симфонизм, все смелее обращаясь с формой, с тонами и тональностями. Само название «Прометей» побуждает вспомнить и об одноименном сочинении Скрябина: частичным воплощением его грандиозного замысла мистерии стал «День Бытия» для чтеца, хора и симфонического оркестра Ивана Вышнеградского. Композитор известен в первую очередь яркими четвертитоновыми пьесами, первые из которых появились сразу после окончания «Дня Бытия». Сочинение завершает программу, а его финальный аккорд напоминает об аналогичном, открывающем «Стихии»: «кластер из четырёх увеличенных трезвучий Вышнеградского, – объясняет Григорий Кротенко, – финальный колокол “Дня Бытия”, призванный пробудить и обозначить новый мир». Масштабное произведение, которое отличает стремление к синтезу всех искусств и созданию нового музыкального инструмента, создано в 1917 году и впервые исполняется в российском концертном зале.
Специально для проекта «Новая история музыки от Персимфанса» музыканты запускают подкаст. В первом эпизоде авторы предлагают испытать музыкальную машину времени. Ее портал, по их словам, – «два аккорда, начало и конец композиторской музыки, сконструированной из 12 полутонов-кирпичей. А между ними – пьесы, на примере которых разбираются разные методы музыкального строительства». Подкаст доступен на платформах Яндекс подкасты, Apple podcasts, Spotify и Google podcasts.