2 марта 2023 на Камерной сцене Большого театра состоится премьера оперы «Аскольдова могила». Ее автор – Алексей Верстовский (1799–1862) – крупнейший оперный композитор доглинкинского периода русской музыки, известный театральный деятель. «Аскольдова могила» впервые была показана в Большом в 1835 году, став в первой половине XIX столетия визитной карточкой театра. Верстовский ревниво оспаривал славу первого русского оперного композитора у Михаила Глинки. И был по-своему прав: «Жизнь за царя» Глинки появилась на сцене годом позже «Аскольдовой могилы». Вдобавок младший коллега позаимствовал в его любимом детище некоторые подробности сюжета. В наше время «Аскольдова могила» совсем затерялась среди множества опер знаменитых младших современников Верстовского. И все же ее неоспоримая слава среди русских опер периода романтизма рождает любопытство и интерес. Какой представала Древняя Русь в сочинении Верстовского? Что так восхищало некогда в нем театралов? И что сумеет расслышать в этой опере наш современник? Ответом на эти и другие вопросы и станет новая постановка на Камерной сцене Большого театра, за которую отважно взялись молодой режиссер, победитель конкурса «Нано-опера» Мария Фомичева и дирижер Иван Великанов, сделавший вдобавок свою музыкальную редакцию.
По его словам, аутентичной версии «Аскольдовой могилы» в принципе нет: «И сам автор, использовавший в опере в том числе и музыку, написанную ранее, многократно переделывал свое произведение, а впоследствии это же делали другие музыканты (не указывая своего авторства, как это часто случалось в XIX веке). Вроде бы, были в какой-то момент даже речитативы (в нашем случае будут разговорные сцены, но сильно сокращенные и отредактированные по сравнению с оригинальным либретто – спасибо за эту работу режиссеру Марии Фомичевой). В силу этих причин я счел возможным применить свое первое композиторское образование и вторгнуться в музыкальный материал, впрочем, используя почти исключительно темы Верстовского: в первом акте появился романс Всеслава (это романс Верстовского “Ах, точно ль никогда”, который я оркестровал): без него один из главных героев не имел бы в партии ничего, кроме ансамблей в финале оперы. Добавлена партия Надежды в хоре христиан (молитве “Хвала тебе, всевышний”), в последнем акте – симфонический антракт после сцены ворожбы Вахрамеевны и еще несколько эпизодов. Да и вообще, по большому счету работу можно считать коллективной, ибо духовный стих “Душе моя прегрешная” прозвучит в обработке нашего замечательного хормейстера Александра Критского».
«“Аскольдова могила” не случайно была одной из самых популярных опер в России в свое время: помимо собственно замечательного музыкального материала, это сочинение содержит в себе множество зерен, из которых выросли шедевры Чайковского, Мусоргского и других великих русских композиторов, – подчеркнул Иван Великанов. – Тут и там нам слышатся цитаты из опер, которые в то время еще не были написаны. То же касается и созданных композитором типажей: образ Торопа, например, – это все будущие скоморохи русских классических опер, а загадочный Неизвестный – дальний предок таких персонажей, как Шакловитый в “Хованщине”… Безусловно, Верстовский, как автор множества водевилей, в которых стилистическая однородность не слишком принципиальна, не всегда органично совмещает разные жанры вместе, и претензии в неестественности скрещивания русской песни и итальянской арии, часто высказываемые и в адрес оперного стиля Глинки, верны и по отношению к “Аскольдовой могиле”; впрочем, и это в какой-то мере поглощается обаятельной романсовой простотой материала, созданного в стилистике, которую я бы определил как музыкальный сентиментализм».