Вот уже год столичные концертные залы существуют в новых реалиях: близкое к панике состояние, спровоцированное прошлой весной резким оттоком европейских исполнителей и либерально настроенных соотечественников, сменилось философским принятием и поиском «нераскрученных» талантов внутри страны. Задача была непростая: предстояло разработать альтернативные привлекательные варианты репертуара на ближайшие месяцы и грядущие сезоны. Внешние обстоятельства вывели филармонические организации на путь своего рода «импортозамещения»: по-настоящему достойным выходом из сложившейся ситуации оказались локальные проекты, взращенные на периферии. Юные лица, молодые коллективы – все это существовало и раньше, но где-то на обочине, в тени «прославленных» и «заслуженных». Теперь им был дан зеленый свет: региональные коллективы начали расширять свою аудиторию за счет московских и петербургских ценителей академической музыки, а публика двух столиц, в свою очередь, стала приобщаться к еще не набившим оскомину именам.
В феврале на сцену Большого зала «Зарядья» впервые вышел Уральский молодежный симфонический оркестр. Учрежденный как филармоническая академия в 2006 году, он добился хороших результатов и как концертирующий коллектив: в его творческой биографии – участие в международных фестивалях, выступления с известными солистами. С сезона 2022/2023 оркестр возглавляет Дмитрий Филатов – победитель Конкурса имени Е. Ф. Светланова в Париже в 2018 году. Дебют УМСО в «Зарядье» состоялся при поддержке Дениса Мацуева. С екатеринбургской «молодежкой» он уже давно знаком и со свойственным ему энтузиазмом протежирует коллектив, приглашая его на свои проекты.
Дмитрий Филатов: Музыка для меня – процесс духовного общения
Первое отделение, в котором был заявлен Третий фортепианный концерт Рахманинова, прошло довольно напряженно и даже нервно отчасти из-за непредвиденного обстоятельства: одной из участниц группы деревянных духовых стало плохо прямо во время исполнения, однако маэстро Филатову хватило выдержки и самообладания, чтобы не прервать игру оркестра и вернуть происходящее в привычное русло, восстановив необходимую концентрацию на сцене и в зале. В Третьем фортепианном концерте, исполненном музыкальным тандемом энергично, но без суетливости и так любимых Мацуевым сверхскоростных темпов, спокойная глубокая мудрость, вложенная композитором в одно из своих главных в пианистическом репертуаре произведений, оттенила виртуозную техничность – именно лирические, созерцательные моменты в фортепианных каденциях и оркестровых партиях явились подлинным откровением. Зачастую когда рассуждают об интерпретациях Мацуева, то в первую очередь упоминают его спортивную выносливость, достойную олимпийского атлета, но часто забывают о его способности со всей деликатностью подходить к музыке элегического характера, умении рассмотреть тонкие оттенки глубоко личных переживаний.
Второе отделение вышло более ровным, уверенным. Программа, посвященная произведениям русских композиторов, выглядела выигрышно и отличалась безукоризненным вкусом и гармоничными пропорциями. Складывалось ощущение, что весь представленный музыкальный материал уже хорошо знаком участникам УМСО, поэтому и был сыгран с драйвом и артистической свободой, которой немного недоставало в Рахманинове. Симфоническая картина-фантазия «Ночь на Лысой горе» Мусоргского в обработке Римского-Корсакова получилась захватывающей и цельной. В контрастирующей с ее инфернальным фольклорным колоритом пьесе Лядова «Волшебное озеро» – образце «музыки воды», созданном непревзойденным мастером оттеночных оркестровых миниатюр, – УМСО продемонстрировал владение «акварельными» штрихами. Преобладающий шелест струнных, холодные тембры духовых, звенящие блики арфы и челесты – все эти звуковые ассоциации были переданы тонко и фактурно. Кульминацией вечера стало эффектное исполнение фрагментов из балета Стравинского «Жар-птица», в котором влияние русского академизма переплетается с импрессионистскими тенденциями. В целом УМСО показал отличный тонус, коллективную собранность и творческую индивидуальность, способность конкурировать со столичными оркестрами, а здоровое соперничество всегда способствует качеству.