Диск польского трио {oh!} обращается к традиции музыкальных «Портретов». Как нарисовать человека в звуках, будь то ваш кумир, возлюбленный или крестьянин в поле? Французские композиторы XVII–XVIII веков знали ответ на этот вопрос. Эпоха последних лет царствия Людовика XIV стала временем отмены стилевой монополии, принадлежавшей Жан-Батисту Люлли, временем, когда молодые композиторы начали слышать другую европейскую музыку (прежде всего, итальянскую), вдохновляться и подражать ей, смешивая с устоявшимся французским стилем.
Спасаясь от скуки, знать и интеллигенция собиралась в светских салонах, где люди могли дискутировать, обмениваться новостями, музицировать и, конечно же, обсуждать музыку. Вместе с новым стилем во Францию проникли и новые формы: на смену бесконечным танцам — главному жанру во времена «короля-солнца» — пришли сонаты. {oh!}-трио обращается к этим камерным произведениям, «Портретам», которые завсегдатаи салонов посвящали друг другу в знак особого уважения.
Герои диска Жан-Фери Ребель, Антуан Форкре, Луи-Антуан Дорнель и Франсуа Куперен — композиторы одного поколения, разница между самым старшим и самым младшим из них всего четырнадцать лет. В значительной степени это творцы, стилистически близкие друг к другу и удачно соседствующие в рамках одного альбома. Справедливости ради, в истории музыки можно найти и другие примеры «Портретов»: образы ли это из шумановского «Карнавала», или музыкальные некрологи, как например, жоскеновский плач на смерть Окегема. В любом случае круг эпох и композиторов на пластинке мог быть значительно шире.
В этом и состоит главная удача релиза: артисты не пытались охватить тему «Портретов» в музыке целиком на протяжении всей истории человечества (именно так зачастую поступают не очень опытные музыканты). Они сосредоточились на узком явлении и сделали его полноценный стилевой срез. Разглядывать диск и распутывать сеть посвящений — отдельное удовольствие. Здесь можно заметить «Королевский концерт» Куперена и тут же обратить внимание на гамбовую пьесу «Куперен», написанную Форкре, которому, в свою очередь, посвятили свои сонаты Ребель и Дорнель.
Радует, что качество концепции подкрепляется качеством исполнения. Скрипачка Мартина Пастушка демонстрирует изысканную и виртуозную игру, с глубоким пониманием стиля. Гамбист Кшиштоф Фирлус в трио служит поддержкой и опорой Пастушке, но в соло раскрывает всю полноту бархатистого звучания своего инструмента и при этом — необычайную виртуозность. Однако больше всего покоряет точность и ритмичность клавесинистки Анны Фирлус, которая буквально собирает и объединяет вокруг себя ансамбль. «Портреты» были номинированы на ICMA-2023 в номинации «Инструментальное Барокко», и хоть пластинка победу в своей категории не одержала, релиз более чем заслуживает вашего внимания.