Помнится, совсем недавно на главном российском телеканале встречали 2021-й программой Ciao, 2020! Примечателен был формат, отсылающий к советским «Голубым огонькам», – только хиты современной отечественной поп-музыки в исполнении наших звезд были переведены на итальянский, а аранжировки песен выполнены в стиле итальянской эстрады 1970‐1980-х. Костюмы, антураж сцены, манеры и движения – картинка и звучание эпохи были воспроизведены с исключительной точностью и трепетом. Миллионы просмотров, восторженные отзывы как в России, так и в Италии, – через год программу с успехом повторили.
Итальянская эстрада для русского человека имела всегда особое значение. Простое объяснение этому можно найти в схожести песенных культур — оба народа любят мелодичные и задушевные песни, а итальянский язык имеет чарующее воздействие на русское ухо. Наступивший год располагает к тому, чтобы обратиться к творчеству тех выдающихся артистов, к кому с большой любовью относятся не только в Италии, но и далеко за ее пределами. В 2023-м Эросу Рамазотти исполнится шестьдесят лет, Аль Бано и Тото Кутуньо — восемьдесят, а патриарх итальянской эстрады Адриано Челентано в январе отпраздновал восемьдесят пять лет — ему мы посвятили очерк в прошлом номере.
АЛЬ БАНО
Без Челентано невозможно представить всемирный успех итальянской песни второй половины XX века. Деятельность гениального артиста была широка: будучи популярным певцом, актером, композитором, он одновременно с этим занимался продюсированием и выпуском музыки на собственном лейбле «Клан Челентано», ставшем настоящей поддержкой молодым талантам. Вот и 21-летний юноша из бедной южной провинции Альбано Карризи (вскоре из имени он сделал сценический псевдоним) был взят под крыло «Клана» — в 1964-м он одержал победу на организованном Челентано песенном конкурсе в Милане и, благодаря лейблу, смог выпустить первую пластинку.
Успех молодому Аль Бано достался, безусловно, заслуженно. Обаятельный юноша прекрасно смотрелся на сцене, сияя лучезарной улыбкой, и главное — обладал завидными вокальными данными, подпитанными страстным желанием петь. Голос у Аль Бано образцовый: напористый, полетный, с большим диапазоном и при всем этом узнаваемый и харизматичный. К тому же Аль Бано не ограничивался пением — уже в его первом альбоме были песни собственного сочинения.
Популярность пришла в 1967-м с выходом пластинки Nel Sole из одноименного фильма — Аль Бано исполнил в нем главную роль, а заглавная песня его авторства стала хитом в Италии. Для Аль Бано картина стала по-настоящему судьбоносной: на съемках он познакомился со своей будущей супругой и постоянным партнером по сцене Роминой Пауэр.
На 1970–1980-е пришелся расцвет их карьеры — именно дуэт с супругой прославил имя Аль Бано на весь мир. Тогда тренды музыкальной жизни Европы и Штатов во многом задавали перешедшие в официальную культуру неформалы — рокеры в своем пестром многообразии. А итальянская эстрада наравне с французской воспринималась как что-то традиционное, понятное и просто красивое. Дуэт Аль Бано и Ромины олицетворял, пожалуй, самую светлую, беззаботную и праздничную сторону популярной музыки.
Пара в русле традиции того времени исполняла как песни других авторов, так и свои. Их шлягер Sharazan, вышедший в 1981 году, имел колоссальный успех — миллионные тиражи пластинки вывели дуэт в лигу мировых звезд. Затем была Felicità (1982) — настоящая визитная карточка Аль Бано. Без этой лучезарной энергичной и мелодичной песни в принципе трудно представить музыкальный ландшафт того времени. Следующие хиты — песня Ci sarà (1984), с которой они в дуэте победили на фестивале в Сан-Ремо, а также Libertà (1987), ставшая неофициальным гимном революции в Румынии.
Пластичный и звучный голос Аль Бано позволял ему успешно «играться» даже в классику. В 1997 году он выпустил альбом со своими композициями на темы популярных классических мелодий — Чайковского, Верди, Бетховена. Пусть их аранжировки в поп-стиле и незамысловаты, но совершенно очевидны искренние трепет и любовь Аль Бано к музыке этих шедевров.
В России к певцу сложилось особое отношение. Еще в середине 1980-х он с Роминой снялся в итало-советском фильме «Волшебная белая ночь», в котором звучали все их хиты. Артист бесконечное количество раз приезжал к нам на гастроли, и в каждом зале его ждал аншлаг. А само творчество Аль Бано стало источником вдохновения для наших авторов и исполнителей в перестройку и 1990-е — сложно не уловить влияние стилистики песен Аль Бано на русскую постсоветскую поп-культуру.
ТОТО КУТУНЬО
Еще один любимец российского слушателя прославился на весь мир как певец сравнительно поздно — на тот момент ему было уже под сорок. Карьеру на музыкальной эстраде Тото Кутуньо начал именно как композитор, став в итоге одним из самых талантливых авторов своего поколения и значительным явлением в мировой популярной музыке.
С детства он прекрасно играл на трубе, аккордеоне и разных ударных, а с девятнадцати лет начал выступать с музыкальной группой в качестве клавишника и вокалиста. Параллельно Кутуньо писал песни для своего ансамбля, который к середине 1970-х обрел популярность на европейском континенте. Настоящий успех пришел, когда менеджер Джо Дассена приметил итальянца и предложил ему писать музыку для первой поп-звезды того времени. В совместном творчестве с Джо Дассеном мелодический дар Кутуньо раскрылся во всем величии — автором музыки почти всех лучших песен Дассена был именно Тото. Среди тринадцати написанных им песен три — безусловные мировые шедевры: L’Été indien, Et si tu n’existais pas и Salut.
Кутуньо работал со многими популярными певцами того времени: Мирей Матьё, Далидой, Эрве Виларом, Клодом Франсуа и, конечно, Адриано Челентано. С последним у него сложилась близкая дружба и плодотворная работа — для Челентано Кутуньо написал полтора десятка замечательных песен, среди которых легендарные Soli и Amore no. В 1980-м выходит один из самых успешных альбомов в карьере Челентано Un’po’ artista un’po’ no — музыку всех песен написал Кутуньо, в том числе и суперхит Il tempo se ne va. Считается, что Тото этим альбомом «перезапустил» карьеру своего старшего друга.
С победы Кутуньо на фестивале в Сан-Ремо с песней Solo noi наконец началась его не менее яркая сольная певческая карьера. Нельзя сказать, что Кутуньо обладает совершенным от природы голосом, как, например, Аль Бано. Однако харизмы, мужественности и чувственности его баритону с характерной хрипотцой не занимать. Теперь он для себя писал хиты, которые выходили ежегодно и уверенно забирались на верхние строчки чартов: Serenata, Azzurra malinconia, Gli amori. Но главной в карьере Кутуньо стала великая L’italiano («Итальянец»). Этот шлягер, известный на весь мир, ассоциируется именно с Тото Кутуньо — выдающимся композитором-мелодистом, успешным певцом и, главное, истинным l’italiano.
ЭРОС РАМАЗОТТИ
Самый молодой из троицы — Эрос Рамазотти — пожалуй, наиболее успешный из всех современных итальянских артистов. Он первым достиг и творческого, и, что немаловажно, коммерческого признания по всему миру.
Названный в честь древнегреческого бога любви, он с детства увлекался музыкой и всегда мечтал этой любовью поделиться со сцены. Первый сингл Ad un amico вышел в 1982-м, а уже через два года 21-летний Рамазотти выигрывает на фестивале в Сан-Ремо с песней Terra promessa. Здесь же Эрос представил новый образ современного исполнителя, который выражался и в том, как он выглядел, и в том, как он пел. Красивый парень в простых брюках и рубашке в стиле casual с великолепным гибким и высоким голосом выглядел артистично и современно. Рамазотти уже тогда пел в столь полюбившейся всеми уникальной, ни на что не похожей манере — чувственно, страстно и искренне.
Его появление на сцене дало понять, что появилась поп-звезда нового поколения. Во второй половине 1980-х певец моментально покорил Европу выходившими буквально каждый год хитами — синглами Una storia importante (1985), Adesso tu (1986) и альбомом In certi momenti 1987 года. Для Рамазотти это был плодотворный период — меньше чем за десять лет он выпустил семь пластинок, лучшей из которых стал альбом Tutte storie (1993).
Миллионы слушателей любят Рамазотти за Cose della vita — именно этот шлягер, записанный в стильной и оригинальной для своего времени аранжировке, сделал имя Рамазотти известным на весь мир. Чуть позже вышла новая двуязычная версия хита — в паре с Рамазотти выступила легендарная американка Тина Тёрнер. Вообще, певец часто выступал с выдающимися артистами: Андреа Бочелли, Джо Кокером, Рики Мартином и даже Лучано Паваротти. Дуэт с певицой Шер подарил миру еще один хит — Più che puoi (2001).
Рамазотти на сцене уже более сорока лет и не сдает позиции — часто отправляется в мировые турне, собирает стадионы поклонников и старается соответствовать современным музыкальным трендам. Именно благодаря ему эстрада корифеев Челентано, Аль Бано и Кутуньо безболезненно и преемственно переродилась и встроилась в глобальную поп-музыку, в которой главенствовать стали американцы. И последние десятилетия на итальянском «участке» глобальной сцены королем был и остается несравненный Эрос Рамазотти.