Свое существование в России балет отсчитывает от 17 февраля 1673 года. В этот день состоялся первый танцевальный спектакль во дворце царя Алексея Михайловича в Преображенском селе. Как затем укоренялось заморское искусство, как складывалась национальная школа балета – обо всем этом можно узнать из экспозиции, придуманной креативной командой во главе с Анной Яловой (ЦВЗ «Манеж») и Агнией Стерлиговой (бюро Planet 9). Выставка составлена из почти тысячи предметов – картин, эскизов, афиш, пачек, театральных костюмов, и каждый посетитель прочитывает свою историю балета.
Смена царей и политических укладов – это стержень экспозиции, подчиненной строгой хронологии. В сопроводительных текстах изящно обыграна балетная терминология. Так, к примеру, танец и время правления Александра I сравнивается с диагональю brisé – когда балерина на относительно низком прыжке преодолевает сцену, а ее ноги совершают легкие заноски, создавая иллюзию стремительного полета. «Также в классическом танце есть вращения, напоминающие стремительное время правления Александра II, tours chaînés, при исполнении которых ноги танцовщика плотно прижаты друг к другу, однако за счет едва заметных шажков происходит движение вперед, а при достаточно высокой скорости они могут напоминать вихрь». Красноречивая метафора, не правда ли?
Авторы ненавязчиво просвещают публику и внедряют в сознание емкие метафоры, характеризующие социокультурный контекст. Делается это также с помощью аудиосопровождения: на входе раздают наушники, в которых звучат комментарии, записанные артистами Юлией Рутберг и Игорем Миркурбановым. Это не гид, а, скорее, художественные рассказы, создающие вместе с музыкальными фрагментами ментальную настройку в дополнение к визуальному ряду.
Оформление выставки претендует на самостоятельное внимание. Кураторы придумали обустроить пространство Манежа как сцену, которую посетители видят как бы с разных позиций: из-за кулис и из технической зоны, из зрительного зала, либо находясь в партере или в ложе. Полумрак царской анфилады в бордово-бархатном декоре, с которой начинается осмотр, бутафорские профили в париках – все это сразу погружает посетителей в притягательную атмосферу кулуаров театра. А изящный макет старинной машинерии (схема по устройству волн и качающегося корабля) оживляет историческую хронику с перечислением персоналий и ранних балетных постановок («Орфей и Эвридика», «Амур и Психея»).
Есть здесь и комната для тех, кому уже 18+. Тут развешаны фотографии знаменитого Альфреда Эберлинга, запечатлевшего известных балерин (Анну Павлову, Матильду Кшесинскую, Тамару Карсавину) в разных позах, иногда весьма эротических.
На выставке много балетных костюмов – как в эскизах (Бакста, Головина, Гончаровой), так и в подлинниках, выставленных в витринах или даже надетых на манекены балерин. И порой исторические образцы (к примеру, костюм Петрушки, в котором танцевал Вацлав Нижинский) выглядят даже бедновато на фоне роскошных, играющих красками и богатых аксессуарами современных убранств, каким является костюм Жар-птицы Татьяны Ногиновой (2019). И, конечно, гордость выставки – артефакты: пуанты Матильды Кшесинской и тапочки Петра Ильича Чайковского.
Объять на одной экспозиции все значимое, что происходило за 350 лет в русском балете, дело немыслимое. Поэтому понятно, что кураторы руководствовались своими вкусами и взглядами на ход истории. Много внимания уделено «Лебединому озеру»: тут и история постановок – от классической версии Мариуса Петипа и Льва Иванова до современных – Джона Ноймайера и Мэтью Борна, переворачивающих сюжет и танец «с ног на голову». Очевидно, что именно этот балет (а не «Щелкунчик» или «Спящая красавица») концептуально нужен был потому, что дальше он оказывается вписанным в советский миф. Попадая в сектор, посвященный XX веку (длинный гостиничный коридор, устланный ковровой дорожкой), посетители приходят к инсталляции с черно-белым телевизором на тумбочке, где диктор объявляет о перевороте ГКЧП и затем дается в эфир «Лебединое». Как мы помним, этот балет ставился в телепрограмму в связи со всеми смертями вождей и иными катаклизмами – как универсальный символ трагедии.
В Санкт-Петербурге открылась выставка «Первая позиция. Русский балет»
Ну и конечно, мы помним строчку из песни Юрия Визбора, что «в области балета мы впереди планеты всей». Большое фото Юрия Гагарина и Майи Плисецкой (сделанное в 1961 году, видимо, вскоре после гагаринского полета в космос) призвано визуализировать главные бренды советской эпохи.
Для тех, кто усвоил теоретическую и историческую информацию, есть возможность перейти к практике. Один из отделов выставки представляет собой имитацию репетитория с перилами и зеркалами – это инсталляция балетных движений для самостоятельного повторения. «Встаньте в первую позицию, – приглашают организаторы, – почувствуйте в себе легкость и полетность и в то же время сложность этого искусства».
Выставка представляет коллаборацию сорока музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы, а также регионов России, поддержана Президентским фондом культурных инициатив и будет открыта до 21 мая.