Бельгийский барочный композитор Филипп ван Стилант (1611–1670) — фигура для российского слушателя неизвестная. До недавнего времени он был почти неизвестен и для западной аудитории. Поворотным моментом в открытии забытого композитора, как это часто бывает, стали исследования музыковедов, в том числе диссертация Стефани Бегейн. К ней и к еще одному ученому в поисках нового репертуара обратился бельгийский дирижер и клавесинист Франк Агстериббе. Он загорелся желанием исполнить неизвестные партитуры и представить их широкой публике.
Реквиемы ван Стиланта, предложенные музыковедами для записи, были созданы во время Контрреформации и вписывались в погребальную культуру Антверпена той эпохи. Похороны в этом городе в середине XVII века являлись невероятно торжественным и дорогим событием, представляющим статус и богатство покойного. Ситуацию активно критиковали представители церкви, но на результат это не повлияло. Неудивительно, что и похоронная музыка вышла за пределы своего жанра.
На диске представлены два реквиема: 1650 и 1656 годов, а также Miserere, сочиненное также в 1656 году. Заупокойные мессы ван Стиланта явно испытывали влияние Монтеверди и итальянской музыки. Это слышно по пестрому чередованию стилей — соединению старого церковного и нового оперного стиля, масштабных оркестрово-хоровых тутти и камерных виртуозных соло, дуэтов или трио под аккомпанемент клавесина. Присутствуют даже будто бы списанные у Монтеверди параллельные хоровые пассажи. Агстериббе отмечает влияние не только Монтеверди, но Шютца, указывая, что композитор хорошо знал музыку своего времени.
Чтобы осуществить замысел, дирижер объединил силы своего коллектива cantoLX и оркестра B’Rock. Результат оказался весьма успешен: музыканты учитывали смысловую составляющую жанра и не переходили черту, отделяющую реквием от концерта, где можно демонстрировать блестящие виртуозные способности солистов или давить слезу у слушателя. Реквиемы ван Стиланта не угрожают судным днем, не призывают к драматичному трауру, аскетизму или духовному покаянию. Они оставляют послевкусие приятного времяпрепровождения во время печального события, после которого можно с улыбкой помянуть покойного и разойтись по своим делам.
Учитывая контекст, феномен антверпенского реквиема оказывается весьма любопытным. Работа музыковедов и музыкантов позволила нам познакомиться с пьесами, которые прежде мир не имел возможности услышать. Радует и высокое качество исполнения вопреки тренду, предполагающему некоторые музыкальные погрешности на дисках, открывающих миру архивные партитуры. Слушателю, в свою очередь, может быть интересно как познакомиться со специфичным бельгийским стилем, так и просто послушать хорошую музыку в хорошем исполнении.