С 19 по 24 марта Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана будет гастролировать в Казахстане. Всемирно известная труппа посетит Алматы и Астану и покажет в крупнейших городах страны знаменитые спектакли «Анна Каренина» и «Эффект Пигмалиона». Выступления состоятся в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны».
19 и 20 марта ценителям танца Алматы будет представлено пластическое переосмысление великого романа Л. Н. Толстого. 21 марта петербургские артисты дважды исполнят спектакль «Эффект Пигмалиона», изобретательно синтезирующий блистательную пластику бальных танцев и эстетические достижения современной хореографии. Встреча алматинской публики с создаваемым Борисом Эйфманом искусством произойдет в Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая.
23 и 24 марта труппа выступит в Астане. В первый день гастролей столичные зрители увидят «Анну Каренину», а во второй смогут познакомиться с постановкой «Эффект Пигмалиона». Артистов Бориса Эйфмана примет сцена Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» – крупнейшая театральная площадка Центральной Азии.
Казахстанские гастроли стали продолжением серии выступлений коллектива в Узбекистане (Ташкент) и Киргизии (Бишкек), которые прошли в первой половине марта. В Ташкент Театр приезжал с балетами «Евгений Онегин» и «Эффект Пигмалиона». Зрители Бишкека, где труппа за свою 46-летнюю историю ранее никогда не гастролировала, получили возможность оценить хореографическую психодраму «Анна Каренина».
Поставленный в 2005 году на музыку П. И. Чайковского, балет «Анна Каренина» является одним из наиболее востребованных названий в репертуаре Театра. На протяжении уже 18 лет спектакль с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России, США, Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Испании, Франции, Китая и многих других стран. В своей работе Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом». Спектакль отмечен престижными театральными премиями. «В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – говорит хореограф.
«Эффект Пигмалиона» (премьера 2019 года) – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф. Продолжая обретать вдохновение в соприкосновении с мировым культурным наследием, Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.