Здесь хорошо События

Здесь хорошо

XVI Зимний международный фестиваль искусств в Сочи прошел под знаком юбилея своего основателя Юрия Башмета

Специальных торжеств не было, но все программы несли на себе печать какой-то особой концептуальности. А еще на фестиваль съехались давние друзья маэстро, привезя музыкальные подарки.

Стилевой коктейль

Взять, к примеру, программу концерта-открытия в Зимнем театре, ставшую парадом прекрасных солистов. Сопрано Елене Гвритишвили из Молодежной оперной программы Большого театра запомнилась в ариях Россини и Моцарта стерильностью интонации и подвижностью голоса. Екатерина Мочалова, пропагандист и фанат домры, вновь доказала, что ей подвластны любые сложности и сверхтемпы. Она играла две пьесы Кузьмы Бодрова, который в кулуарах признался, что солистка сама попросила написать как можно виртуознее. Драйв и зашкаливающий на сцене темперамент Екатерины у некоторых слушателей вызвал ассоциации с рок-концертом – такая обжигающая энергетика шла со сцены.

В финале первого отделения прозвучала новинка: по заказу фестиваля Александр Чайковский создал «Каприс на темы Рахманинова», где использовал технику коллажа и цитатность. «Я решил использовать те темы, которые сам люблю у Рахманинова: из второй части Первого концерта, побочную тему из третьей части Второго концерта, несколько прелюдий, романс “Здесь хорошо”. Мне показалось, что их возможно не просто процитировать, но совместить между собой контрапунктически. Это была интересная технологическая задача. А с художественной точки зрения мне хотелось, чтобы люди вспомнили эти гениальные мелодии», – пояснил Александр Чайковский. Необычен был состав композиции: три рояля и струнный оркестр. В Сочи столько концертных инструментов не нашлось, пришлось свозить рояли из разных залов и городов в Зимний театр. Сочинение вышло задорное, местами даже ироничное, и в эту «игру в Рахманинова» с азартом включились пианисты Дмитрий Маслеев, Ксения Башмет и Ю Фен Чанг (Тайвань-Бельгия).

Юрий Башмет: Классическая музыка сильна тем, что заставляет людей чувствовать себя людьми

«Стикс» Канчели, посвященный композитором первому исполнителю – Юрию Башмету и которым должен был дирижировать его близкий друг Валерий Гергиев, безусловно, воспринимался сквозь призму личности солиста. Мы уже привыкли, что свои дни рождения и круглые даты он отмечает не развлекательной музыкой, а чем-то экзистенциальным. «Стикс» как раз идеально укладывается в эту линию: шепот и крик хора, взрывы оркестра и мольбы альта – такую эмоциональную встряску  устроили сочинской публике музыканты «Новой России» во главе со своим худруком и дирижером Алексеем Рубиным, экстренно подхватившим палочку из рук не долетевшего до Сочи Гергиева. Зато для «Стикса» в Сочи прилетели два московских коллектива: Камерный хор Московской консерватории и Altro coro РАМ имени Гнесиных. Сводный хор, передавший мощь этой драматической фрески, был убедителен в динамических и фактурных контрастах, в особых приемах вокализации и декламации.

Запевать лучше хором

Параллельно в рамках фестиваля прошли занятия Хорового департамента. Его инициатором и художественным руководителем выступил ректор Академии хорового искусства, худрук Камерного хора МГК Александр Соловьёв. Кураторами курса стали ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский и декан Санкт-Петербургской консерватории Сергей Екимов. Уникальность проекта отмечали как участники, так и преподаватели. «Я впервые вышла к настоящему хору, – призналась студентка третьего курса Новосибирской консерватории Полина Яготина. – Да, мастер-классы проводятся, но они обычно проходят в рамках конкурсных прослушиваний и проводятся под рояль. Возможность поработать с настоящим хором, и не с одним, да еще с такими профессионалами, – это незабываемый опыт на всю жизнь». В результате серьезного отбора в Сочи приехали четырнадцать молодых хормейстеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ. В течение трех дней ребята готовили с хорами партитуры, вытянутые по жребию из заранее присланного списка. Круг предложенных сочинений базировался на русской классике XX–XXI веков – С. Рахманинове, Н. Голованове, И. Стравинском, А. Шнитке, Р. Щедрине, В. Кикте, А. Клевицком, С. Екимове, партитурах молодых композиторов П. Корягина, А. Лёвина, дополненный композициями современных западных авторов – А. Пярта, Э. Эшенвалдса, В. Мишкиниса, Э. Уитакера, Д. Макдональда и других.

Александр Соловьёв: Необходима быстрота реакции на профессиональные вызовы

В финале участники Департамента вместе со своими наставниками выступили в гала-концерте, проходившем в зале «Чайка» в здании Морского вокзала. Историческое сооружение (проект архитектора К. Алабяна), обладающее исключительной акустикой, позволило показать всю красоту хорового звучания – от масштабных тутти большого сводного хора до прозрачных красок каждого из вышеназванных коллективов. Поздравляя участников с успешным завершением курса, Александр Соловьёв высказал слова искренней благодарности организаторам фестиваля во главе с его художественным руководителем Юрием Башметом и директором Дмитрием Гринченко, которые сделали все, чтобы в Сочи попали самые талантливые и перспективные молодые дирижеры. Было предоставлено шесть стипендий, полностью покрывавших проезд и обучение, и отрадно, что ребята не упустили шанс.

Величественный нежный великан

Получила развитие и органная тема фестиваля. В Морском порту и в Зале органной и камерной музыки выступили шесть органистов: Лука Гаделия (Абхазия), Елена Привалова (Россия/Латвия), Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды), Евгения Кривицкая, Владимир Королевский (Россия), Хироко Иноуэ (Япония). Программа «Мы пришли сегодня в порт» (название цитирует строчку из песни известного советского мультфильма), придуманная для зала «Чайка», включала как классические шедевры – Баха, Мендельсона, Генделя, Вивальди, – так и ряд программных опусов, посвященных водной стихии, таких как «Лебедь» Сен-Санса, Диптих «Волна» голландского композитора А. Ваммеса, концертную фантазию «Органный иллюзион» на темы голливудских саундтреков («Пираты Карибского моря» и др.).

В Казани стартует IV Международный органный фестиваль

На следующий день состоялся органный марафон, вызвавший нешуточный интерес публики: Зал имени Алисы Дебольской слушатели брали буквально штурмом. По идее организаторов в каждом из трех концертов играло по два органиста, с ними в ансамбле выступили солисты Сочинской камерной филармонии, певица Кристина Эшба (Абхазия), Камерный хор Московской консерватории, солисты Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Сцементировала эту историю ведущая, музыкальный обозреватель Ольга Русанова. К обычному конферансу она добавила интерактив с исполнителями и публикой, в частности предложив слушателям написать свои мысли, с чем ассоциируется инструмент «орган». Палитра мнений поразила: «Орган – это инструмент, данный богом для разговора с человеческой душой», «дедушка рок-музыки», «музыкальный дракон, выдыхающий потрясающие мелодии своими огромными легкими»…

На пальцах и для пальцев

Эту программу ранее видела публика Новосибирска и Красноярска. Семейный и творческий тандем скрипача Вадима Репина и балерины Светланы Захаровой нашел удачный формат соединения своих талантов, где каждый блистает сольно и в ансамбле. В Сочи Репин играл и одновременно дирижировал «Новой Россией», Захарова завораживала идеальной чистотой танца, гибкостью тела, над которым не властны годы, и поразительной харизмой. Ей в равной степени удалась и классика – Адажио из «Раймонды», «Умирающий лебедь», после которого на сцену Зимнего театра вышел Юрий Башмет с букетом цветов для своих друзей, – и номера современной хореографии – Progetto Händel (постановка Мауро Бигонцетти), Revelation (Мотоко Хирояма). Королеву сопровождала достойнейшая свита – первачи Большого театра Артемий Беляков, Михаил Лобухин, Денис Савин, Вячеслав Лопатин. В Сочи есть свой круг почитателей балета, так что этот танцевальный фейерверк был оценен знатоками по достоинству.