Новый альбом исландского пианиста и композитора Викингура Олафссона во многом автобиографичен. Этим он отличается от предыдущих дисков с музыкой Филипа Гласса, Баха, Дебюсси / Рамо, Моцарта и его современников, которые принесли Олафссону международное признание и утвердили его место в ряду культовых пианистов нашего времени. Но Олафссон слишком самобытен, как в звучании инструмента и исполнительской манере, так и в творческом поиске: в расцвете карьеры пианиста вдруг волнует ее зарождение. В дискографии Олафссона сборник From Afar встал особняком – это первое ретроспективное всматривание в собственное прошлое и героев детства, рефлексия на тему происхождения и творческого произрастания. Релиз можно было бы назвать музыкальной картографией, где точка исхода лежит в названии альбома – на дистанции afar, откуда и берет начало путь музыканта из Исландии – с далекого острова ледяных пейзажей. Действительно, from afar.
На эклектично составленную карту самого сокровенного нанесены имена композиторов, сыгравших ключевую роль в становлении Олафссона, но с особенным вниманием к фигуре 96-летнего венгра Дьёрдя Куртага. Хрустальные миниатюры Куртага из цикла Játékok («Игры») звучат рефреном вместе с Бахом, Бартоком, Брамсом, Моцартом и Шуманом, с народными исландскими и венгерскими песнями и с пьесой Томаса Адеса The Branch, написанной специально для альбома и посвященной Куртагу. Некоторые композиции Олафссон исполнил в собственной транскрипции, другие – в транскрипции Куртага, продолжая внутренний с ним диалог. Олафссон шутливо называет альбом «fan-letter» – письмом поклонника. Его появлению предшествовала встреча двух музыкантов год назад, а затем история мучительных попыток сложить в слова восхищение кумиром, чьи пластинки звучали в доме Олафссона еще в юности. Наконец, невыразимое в словах нашло выражение в альбоме-признании.
В сборнике From Afar много трогательных, интимных подробностей. К игре пианиста в нескольких треках присоединяется его жена, а любимая Олафссоном мелодия Ave Maria исландца Сигвальди Калдалонса связана с историей их любви. Но независимо от очарования этих тонкостей, альбом создает ощущение интровертного созерцания, переживания близости, он требует вслушивания, почти внутреннего замирания. Олафссон целиком исполнил и записал программу дважды: сначала на рояле, затем на пианино – еще один акт ностальгии по касанию к инструменту из детства, и по его приглушенному, несовершенному, по-домашнему теплому звучанию.