PORCUPINE TREE <br>CLOSURE/CONTINUATION <br>MUSIC FOR NATIONS/SONY MUSICLP Релизы

PORCUPINE TREE
CLOSURE/CONTINUATION
MUSIC FOR NATIONS/SONY MUSICLP

Альбом называется «Закрытие/Продолжение», что в разговоре о команде, двенадцать лет не подававшей признаков жизни, приводит к неизбежным попыткам объяснений. Несмотря на перерыв, участники коллектива трудились не покладая рук, не исчезали из медийного поля. Лидер бенда Стивен Уилсон радовал концептуальными соло-релизами, которые были завораживающе актуальны. Взять хоть альбом The Future Bites (2021), на котором Стивен развивал актуальные идеи Оруэлла и Замятина. Барабанщик Гевин Харрисон подтвердил высочайший уровень, вписавшись в состав рок-легенды предыдущего поколения King Crimson. Но он вспоминает об этом, как о «легких» временах: музыка нового альбома Porcupine Tree потребовала больших затрат — и нервных, и физических. Клавишник Ричард Барбиери тоже работал над своими проектами.

Вряд ли на Closure/Continuation удастся найти новые веяния в экспериментальном прогрессив-роке, но многолетний опыт Уилсона по «улучшению», перемикшированию легендарных прог-записей дает о себе знать: альбом звучит полетно, помпезно и порой весьма тяжело. Аккуратные вступления гармонично переходят к мощному звуку — кажется, что акустическая система сейчас разорвется. Прямолинейных, «простых» композиций на альбоме нет, меняются темпы, смыслы, темы. Релиз по времени звучания недотягивает до часа — это позволило вольготно его расположить на двойном виниле. Выпущен и тройной LP — с большей скоростью вращения 45 RPM. Среди CD-вариантов есть издание, содержащее 10 дополнительных композиций и разные форматы звука, в том числе вариант для пятиканальных аудиосистем. Для коллекционеров это специфическая нирвана.

На первой стороне Harridan начинается с напряженного фанк-соло бас-гитары, на ней играет Уилсон. На второй стороне — знаковые вещи: Rats Return («Крысы возвращаются»), в которой Уилсон называет тиранов — от Чингис­хана до Пиночета, и Dignity, на которой есть эстетическое воспоминание о духе Pink Floyd — в уважении Уилсона к великим предшественникам сомнений нет. На третьей стороне в треке Herd Culling звучит напряженный крик «Ложь!» под мощный прог-рок. А всю четвертую сторону занимает самая красивая композиция — Chimera’s Wreck («Крушение Химеры»).

Восточная философия утверждает, что любое завершение — это начало. Группа решила показать новую работу именно после того, как ­что-то в мире явно закончилось и/или началось. Название альбома прямолинейно описывает ситуацию, но больше ничего «простого» на Closure/Continuation нет, а вот музыкальных красот — сколько угодно. То есть музыканты пошли в глубину, стали развивать свои идеи. Альбом и песни на обложке обозначаются только первыми буквами, зашифровывая, закрывая аббревиатурами реальность. Гармония музыкальных и гуманитарных идей спровоцировала восторги атлантических рецензентов, альбом же тем временем исправно забрался на первые строки национальных хит-парадов по обе стороны Атлантики, подтверждая постоянство воздействия на людей хорошей музыки.