Вдуматься только – регулярно в Бетховенском зале для публики доступны выступления будущих звезд, чей талант уже сегодня заметен и не оставляет равнодушным. Главная оперная «кузница», Молодежная оперная программа Большого театра, уже свыше десяти лет не дает сбоев: там «ограняют» исключительно лучших и перспективных.
Художественный руководитель Молодежной программы Дмитрий Вдовин аккумулирует вокруг ребят авторитетные творческие силы. В марте для подготовки камерного вечера к 150-летнему юбилею Сергея Рахманинова из Берлина приехал Семен Скигин – профессор Высшей школы музыки имени Эйслера, выдающийся пианист и мастер концертмейстерского искусства. Под руководством Семена Борисовича молодые артисты работают давно, в их «золотом фонде» все романсы Чайковского, программа «Из произведений женщин-композиторов XIX века» и многие другие концерты.
Рахманиновский вечер стал признанием в любви к творчеству композитора, что подтвердилось серьезнейшими художественными достижениями. Семен Борисович в емком вступительном слове перед началом концерта сформулировал свои ощущения о судьбе Рахманинова: «Везучий человек, которому не везло». Действительно, вывод этот подтверждается не только биографическими фактами, такими как длительная депрессия или тоска по России в эмиграции при сопутствующем творческом успехе, но и содержанием его музыки, в чем убеждаться можно бесконечно.
Занятия вокалистов и пианистов программы с маэстро проходили ежедневно около двух недель, за это время им многое удалось. Подлинность смыслов и убедительность – главный результат большого пути к концерту. Критерий оценки здесь прост, но труднодостижим: у всех певцов мы понимали каждое слово. И, что показательно, осознанного, глубокого и содержательного пения удавалось достичь и без слов в том числе. Речь идет о знаменитом «Вокализе», где ключевым музыкальным решением стал чуть ускоренный темп, благодаря чему воедино собралась драматургия сочинения с кульминационными вершинами и всеми драматургическими акцентами, часто рассыпающимися из-за кажущейся необходимости замедлять. Удивительно с этой музыкой совпал голос и темперамент Дарьи Брусовой, которая во втором отделении романсом «Здесь хорошо» подтвердила взятую высокую планку.
Буквально каждый романс музыканты очищали от штампов. «Сон» на стихи Плещеева в исполнении Жасура Хайдарова прозвучал без привычных громких верхних нот: вместо не всегда оправданного мощного форте мы услышали другой, более выразительный и трогательный вариант. В знаменитом «Письме Станиславскому» Демьян Онуфрак показал детальную проработку фразировки и интонационного разнообразия, остроумно извлеченного из текста. То же самое нужно сказать об интерпретации «Крысолова» Марком Кимом: вместо жеманности и квазиюмора получилось характерно и тонко.
Всем певцам идеально подходили порученные им романсы: не было ни одного несовпадения. Богдан Гуенок с одинаковым наполнением и масштабом мысли спел и кратчайшее рахманиновское высказывание в виде романса «Все отнял у меня», и развернутый монолог «В молчаньи ночи тайной». С пониманием отличия камерного произведения от оперной арии аккуратным и красивым звуком пела меццо-сопрано Валерия Торунова, которой особенно удались романсы «Я жду тебя» и «Полюбила я на печаль свою». Отлично звучал Илья Легатов, обладающий ровностью регистров с красивейшими для тенора низкими нотами: его удачей стал «Отрывок из Мюссе», требующий, как известно, не только голосовых данных.
В концерте участвовали более десятка певцов с разными концертмейстерами, и у каждой «пары» между собой сложился ансамбль, что в повседневной концертной практике, надо признать, мы встречаем крайне редко. Кроме уже названных исполнителей, чьими выступлениями хотелось прокомментировать концепцию и уровень программы, замечательно выступили Лилит Давтян, Альбина Тонких, Максим Лисиин, Анна Юркус, Елене Гвритишвили, Зарина Багаева.
Партию фортепиано в романсах исполняли молодые талантливые пианисты, также артисты Молодежной оперной программы – Михаил Коршунов, Товуз Аббасова, Марк Ваза, Евгений Захаров. Безусловно, за плодотворный марафон активной работы с мастером они многому научились. Семен Скигин – камертон качества. Когда он сам сел за рояль, «зерна от плевел» отделились моментально: настоящее пение на фортепиано, мягчайшее пиано, тембровые краски. Все это чувствовалось, например, с первых же нот вступления к романсу «Не пой, красавица, при мне», для исполнения которого Семен Борисович выбрал яркую певицу с красивейшим тембром и музыкальностью – Лилит Давтян. Соприкасаясь с мастерством такого уровня, понимаешь, насколько важны в искусстве правильные ориентиры. В Молодежной программе Большого театра они беспроигрышны. К счастью, молодые артисты всегда стремится взять от педагогов максимум – и у них получается!