В Великом Новгороде открывается Международный юношеский конкурс пианистов имени С.В. Рахманинова. Этот город выбран неслучайно: здесь родился и до семи лет жил Сережа Рахманинов, а затем возвращался в родные места, в имение к бабушке, где соприкасался с народной культурой, приобщался к православной традиции. Всего на конкурс было подано 120 заявок из 8 стран мира: России, Беларуси, Вьетнама, Казахстана, Китая, Колумбии, Норвегии и Узбекистана. В преддверии состязания Евгения Кривицкая (ЕК) побеседовала с его художественным руководителем и председателем жюри – народным артистом России Денисом Мацуевым (ДМ).
ЕК Как возникла мысль провести еще один конкурс имени Рахманинова, но для юных пианистов?
ДМ Это была инициатива Андрея Никитина, губернатора Новгородской области – сделать что-то особенное на родине Рахманинова в год юбилея. В разговоре родилась идея юношеского конкурса в формате Grand Piano Competition. То есть так, чтобы акцент был именно на фестивальном, а не на состязательном аспекте. Пятнадцать счастливчиков автоматически играют и сольный тур, и с оркестром. Слово «юношеский» в названии – неслучайное, ведь Новгород помнит именно юного Рахманинова. Я впервые побывал в этом городе в прошлом году и открыл для себя этот замечательный край. Пока тут нет музея, но уже нашлись меценаты, которые начали восстанавливать мемориальные места, и даже планируется сделать летнюю школу-кампус для молодых музыкантов.
ЕК Где будут проходить прослушивания?
ДМ Город имеет блистательную филармонию, зал с замечательной акустикой. Я там играл сольный концерт – место очень уютное, красивое. Правильно, что какая-то часть юбилейных событий пройдет не только в Москве, Петербурге, но и на родине композитора. Надеюсь, что все состоится успешно: с нами работает та же команда, что и на Первом конкурсе имени Рахманинова, на конкурсе имени Чайковского. В компании «Росконцерт» все отработано до автоматизма.
ЕК Был отборочный тур – есть уже представление об уровне участников?
ДМ Пока не будем давать оценки, скажу только, что нас ждет встреча с талантливыми музыкантами – целая россыпь разных индивидуальностей, новые имена, которые мы для себя будем открывать.
ЕК С музыкой и личностью Рахманинова у вас связано очень многое. Как вы считаете, он – инфлюенсер или музейный экспонат?
ДМ Для меня Рахманинов – это, прежде всего, лекарь человеческих душ. Настоящее искусство, классическая музыка является терапией, вакциной во все времена, в любой точке земли. И музыка Рахманинова обладает такой внутренней целительной энергией. Рахманинов был для меня всегда иконой – во всех трех ипостасях. Я вновь акцентирую внимание, что он был велик не только как композитор, но и как пианист и дирижер. Можно зайти в интернет и найти записи, как он дирижирует свою Третью симфонию, «Остров мертвых» и Вокализ с Филадельфийским оркестром. Они доказывают, что Рахманинов как дирижер – фигура не менее гениальная, чем композитор и пианист. Он передает свои ощущения оркестру так, как если бы он играл сам на рояле.
Знаю записи Рахманинова наизусть и считаю, что подражать Рахманинову-пианисту – абсолютная утопия. С другой стороны, его личность обладает такой магией, такой притягательной силой, что многие невольно поддаются влиянию. Его интерпретации тебя порой обволакивают. А дальше зависит от таланта исполнителя – пойдет ли имитация тебе во благо. Это сложный процесс, скорее нужно уловить его стиль, его принципы звукоизвлечения, то самое «пение» на инструменте. Конечно, выходит смешно, если пытаться копировать его тихие кульминации, его фразу, даже какую-то сентиментальность, проявляющуюся не только, когда он играл свои сочинения, но и классиков – Генделя, Моцарта.
На сайте senar.ru выложены все его исполнения, их можно найти в свободном доступе. Причем там есть как аутентичные прижизненные записи, так и оцифрованные версии, как если бы Рахманинов делал запись уже в наши дни, на современных роялях. Существует такая технология, переводящая из моно в стерео. Слушая оцифрованные треки, ты понимаешь, что магия никуда не исчезает. Хотя для меня имеет свое очарование шип и треск монопленки, тем более когда ты понимаешь, что техники монтажа тогда не существовало, все игралось с одного дубля. От этого сокровенность этих исполнений зашкаливает. Эти записи тебе никогда не могут надоесть, они никогда не будут тебе претить, как его музыка. Сколько бы раз я ни играл Концерты Рахманинова, они для меня – всегда испытание, экзамен, я каждый раз нахожу в них что-то свежее, новое.
ЕК Что вам слышится в музыке Рахманинова в 2023 году?
ДМ Ее смысл тот же, что и в 1923 году. Через трагедию, через боль она ведет нас к чему-то просветленному и радостному. Это есть уже в юношеских сочинениях – в Первом фортепианном концерте, в «Алеко», хотя сложно представить, как мог предчувствовать такой молодой человек свою судьбу. Когда девятнадцать лет назад я впервые играл Третий концерт Рахманинова с Юрием Хатуевичем Темиркановым, маэстро мне сказал: «Хорошо, что вы понимаете, что это не просто красивая музыка, а великая трагедия». Но трагедия, которая все равно приводит к жизни. К примеру, все его фортепианные концерты начинаются в миноре, а заканчиваются жизнеутверждающим мажором. Даже в потустороннем Четвертом концерте, который до сих пор еще не занял подобающего места в репертуаре пианистов.
Мне многое раскрыл внук Рахманинова, Александр Борисович, который ввел меня в мир Сенара, в мир неизвестного Рахманинова – в прямом и переносном смыслах. Мне выпала честь первым сыграть найденные в начале XXI века ранние произведения Сергея Васильевича – Сюиту ля минор и фугу. Я также узнал интереснейшие подробности из жизни Рахманинова, которые подтверждают его уникальную человечность и доброту. При сумрачно-аристократическом виде, внешне сдержанном, он был душевный, открытый человек.
У меня был замечательный случай в американском городе Питтсбурге, куда я приехал играть Третий концерт Рахманинова. Ко мне подошел пожилой человек и сказал: «Знаете, я слышал этот концерт в исполнении автора в 1939 году». Я его тут же стал подробно расспрашивать, что он помнит. И услышал уникальный рассказ, например, такую вещь, как Рахманинов выходил на сцену: он очень медленно шел к роялю, держа осанку. Он сохранял прямую спину, даже когда садился и начинал регулировать высоту банкетки – у него были такие длинные руки, что он мог достать до ручек, не нагибаясь.
Конечно, Рахманинов – один из самых ярких представителей русской фортепианной школы. Наш инструмент – ударный, с системой молоточков, бьющих по струне; мы не можем заставить вибрировать звук, как делают струнники. Но когда слушаешь записи Рахманинова-пианиста, то понимаешь, что «петь» на рояле возможно. Именно в Сенаре я понял, что такое настоящий поющий Steinway – рояль, который стоит в доме Рахманинова, откликается на тончайшие прикосновения и действительно обладает певучим звуком. Мне посчастливилось записывать на нем те самые найденные юношеские сочинения Рахманинова. Кроме того, Александр Борисович Рахманинов предоставил мне возможность публично выступить на нем, привезя инструмент на Люцернский фестиваль, где я на нем исполнил Третий концерт. Возвращаясь к вашему вопросу: мы знаем, что он пришел в начале 1943 года в Советское посольство в США оформлять документы на приезд в Россию. Он не мыслил себя без России, и все годы эмиграции не проходило ни дня, чтобы он не вспоминал о своей родине, о своей Ивановке, о своей сирени. В его воспоминаниях эта ностальгия была трагическая, Рахманинов до конца не смог абстрагироваться и смириться с потерей. На Западе он общался в основном с русскоязычными людьми, сделал подобие Ивановки в Сенаре – начиная от внутреннего убранства дома до сада, где он пытался воссоздать родной ландшафт. В своих произведениях через страдания, через внутреннюю трагедию он обретает свет, который побеждает, который утверждает жизнь. Уверен, что Рахманинов как никогда нужен сегодня, вне зависимости от того, в какой географической точке вы находитесь.