«Апокалипсис» для смешанного хора создан Владимиром Мартыновым в 1991 году по заказу Кафедрального собора Майнца (Германия), где и прошла его премьера. В Москве «Апокалипсис» впервые был представлен в 2001 году на открытии III Всемирной театральной Олимпиады (дирижер Андрес Мустонен, режиссер Юрий Любимов). 29 марта в Зале Чайковского под управлением Льва Конторовича сочинение исполнят Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова и баритон Александр Суханов.
Сочинение «Апокалипсис» для смешанного хора написано Мартыновым в 1991 году по заказу Кафедрального собора Майнца (Германия). Инициатором появления «Апокалипсиса» стал немецкий журналист и просветитель Норберт Кухинке, известный российской аудитории по роли Билла Хансена в фильме «Осенний марафон» Георгия Данелии. Незадолго до празднования 1000-летия Крещения Руси (1988) он поделился с Альфредом Шнитке идеей хорового произведения, посвященного этой дате, которое было бы исполнено в ряде европейских городов; Шнитке предложил передать заказ Владимиру Мартынову, уже несколько лет не писавшему музыки.
Мартынов решил положить в основу сочинения полный текст Откровения Иоанна Богослова. Композитор говорил: «в “Апокалипсисе” передо мной стояла задача сочетать древние знаменные распевы, католическую ренессансную полифонию и лютеранскую пламенность». Результатом стало сочинение для смешанного хора продолжительностью около двух часов. Премьера состоялась в Кафедральном соборе Майнца, за ней последовали исполнения в Кёльне, Гамбурге, Берлине, Страсбурге, Париже, Хельсинки, Будапеште. В Москве «Апокалипсис» впервые был представлен в 2001 году на открытии III Всемирной театральной Олимпиады (дирижер Андрес Мустонен, режиссер Юрий Любимов).
«Это грандиозное многочастное произведение первоначально называлось Missa rossica, – рассказывает музыковед Маргарита Катунян. – Оно писалось по заказу города Майнца для хора Майнцского кафедрального собора. Название и посвящение – русская духовная музыка для готической базилики – объясняют сложную и разветвленную генеалогию этого произведения. В “Апокалипсисе” объединились традиции богослужебного пения западного и восточного христианства… Для Мартынова каждое произведение – итог прожитого этапа жизни. В этом смысле “Апокалипсис”… первая крупная вещь после нескольких лет молчания, в полном смысле слова это сочинение новое. Текст Иоанна Богослова в нем читается, поется и комментируется… Кажется, что цель пения здесь – не живописать апокалиптические картины, а мистически
пережить их».
Владимир Мартынов регулярно рассуждает о смерти формата академического концерта, что не мешает его музыке звучать как в клубах, так и на сценах Московской филармонии, где Мартынов всегда желанный гость. В нынешнем сезоне в Зале Чайковского были представлены такие крупные сочинения Владимира Мартынова, как «Дети Выдры» и «Рождественская музыка». Произведения композитора регулярно исполняются в абонементных концертах ансамбля «Академия старинной музыки» в Камерном зале филармонии – и 27 апреля будут звучать вновь. Мировую премьеру нового сочинения Мартынова Post scriptum в Зале Чайковского 9 февраля представили «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова – и еще раз исполнят пьесу 24 мая в «Филармонии-2».
4 июня в качестве специального гостя Мартынов участвует в заключительном концерте цикла «Язык музыки», а в финальную программу абонемента «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР» 19 июня включен его «Небесный Иерусалим», фрагмент масштабного «Апокалипсиса». Целиком же сочинение прозвучит 29 марта в исполнении Академического Большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением Льва Конторовича, Государственного академического Московского областного хора имени А. Д. Кожевникова и баритона Александра Суханова.