Возвращение Avanti События

Возвращение Avanti

В Малом зале Московской консерватории исполнили пьесы лауреатов композиторского конкурса

Сейчас стало привычным с чем-то прощаться, и радостно, когда что-нибудь хорошее все-таки возможно вернуть. После перерыва возобновился Avanti – конкурс Союза композиторов России. Его ключевая особенность – участие авторов самых разных возрастов, и, судя по лауреатам всех сезонов, здесь не столько раскрывают совсем новые имена, сколько отмечают наиболее интересные сочинения последних лет. У Avanti широкий спектр номинаций, и буквально у каждого композитора найдется пьеса для подачи заявки, тем более что организаторы не требуют исключительно новых произведений. Некоторые авторы становятся финалистами уже во второй раз. Это, с одной стороны, говорит об их смелости, ведь не так просто отдавать свои сочинения на суд жюри, а с другой – еще раз показывает, как композиторам необходимо внимание со стороны профессионального сообщества и слушателей.

Роман Цыпышев: Урал – это не место, а состояние

В номинации «Сочинение для камерного ансамбля» лучшей оказалась пьеса Романа Цыпышева «Качели CÆLESTIS» для шести блокфлейт. Исполнители, ансамбль Terza Roma, в ней обменивались короткими звуковыми сигналами, единичными или состоящими из нескольких фраз. Звучала и выглядела она свежо и нетривиально, особенно в сдержанной и академичной атмосфере интерьера Малого зала. Пьеса идеально впишется в какой-нибудь лофт или подобное неформальное пространство вместе с сочинением, завоевавшим вторую премию: Chronoclasm II Натальи Прокопенко. Если «Качели CÆLESTIS» Цыпышева получилось темброво монохромным, то в этом произведении преобладали контрастные и сложносочиненные созвучия. Центр композиции Chronoclasm II – арфа, которая с первого же вступления развеивала стереотипные представления об инструменте как о чем-то благостном и прекрасном, здесь она звучала дерзко и металлически. В этой пьесе получилось отличное сочетание тембров, но не до конца проявилась идея с парными струнными и духовыми – гитары и мандолины, кларнета и саксофона. В их партиях немного не хватило терпкости. Самой традиционной по стилю письма оказалась третья пьеса номинации – Tangovision Игоря Друха. Ее и сочинение Прокопенко исполняли солисты ансамбля «Студия новой музыки».

Сольные и дуэтные пьесы из следующей номинации оказались чуть менее интересными, чем ансамблевые. «Последний танец героя» Алексея Сюмака хоть и исполнялся с большим драйвом флейтисткой Марией Корякиной, но оказался не очень захватывающим драматургически: игру на инструменте дополняли притопывания и прыжки, что в начале пьесы выглядело интригующе, но дальше в полной мере так и не раскрылось. Колористически оригинальной получилась пьеса Андрея Бесогонова «Точки соприкосновений» для двух очень разных тембров – органа (Марианна Высоцкая) и скрипки (Станислав Малышев). Испанские народные песни переосмыслял в своем виолончельном (исполнял Ростислав Чучалин) произведении Андрей Комиссаров, но каких-то необычных тембровых решений в нем оказалось не так много.

Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко

Наиболее удачной частью конкурса получилась номинация «Сочинения с голосом (хором)». Все они на концерте исполнялись ансамблем Intrada под руководством Екатерины Антоненко. В сочинении «Ангел вопияше» у Анны Кузьминой ощущалось очень тонкое понимание вокальной фактуры и духовного текста. Много тембровых находок можно было услышать в «Ночных мерцаниях» Алины Подзоровой, звучания голосов в пьесе дополнялись еле осязаемым звоном треугольников. Завершало концерт мистическое произведение Армана Гущяна Absolve, Domine – строгое, как ренессансные мессы, но вместе с тем удивительно современно звучащее. Терпкости и остроты сочинению придавали скрипка (Иван Наборщиков) и виолончель (Петр Кондрашин).

Теперь остается ждать нового сезона конкурса Avanti, ведь главное здесь не победа или получение премий, а возможность услышать много хорошей музыки.

Конкурс проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.