С 28 марта по 1 апреля 2023 года Свердловская филармония отмечает 150-летие со дня рождения С.В. Рахманинова масштабным фестивалем «Рахманинов. Зримая музыка».
Концепция фестиваля – представить все сочинения классика, в которых присутствует хор – как соло, так и в вокально-инструментальных партитурах, и в опере.
Специальным гостем фестиваля стал Камерный хор Московской консерватории и его руководитель, профессор Александр Соловьёв. Гастроли коллектива начались с выступления в Городском филармоническом зале Асбеста, где 28 марта прозвучала программа из сочинений Рахманинова, а также опусов российских и зарубежных авторов. 29 марта Камерный хор уже в Екатеринбурге, на сцене Большого зала Свердловской филармонии спел масштабную «Литургию Иоанна Златоуста». А в финале вечера к гостям из Москвы присоединился Хор студентов Уральской консерватории, и вместе под управлением Александра Соловьёва молодые певцы исполнили хоровой концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», миниатюру «Пантелей-целитель» для хора a cappella. На бис, в ответ на стоячую овацию зала и искренний горячий прием публики, Сводный хор подарил фрагмент из «Всенощного бдения» – номер «Богородице, дево, радуйся». Эти сочинения были накануне подготовлены Александром Соловьёвым в рамках мастер-класса, прошедшего в Уральской консерватории.
Перед концертом 29 марта состоялась лекция профессора Александра Соловьёва: «Хоровое творчество Рахманинова. Взгляд в будущее». Эта встреча состоялась в рамках лекционного проекта, который реализуется победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Лекция собрала полный камерный зал филармонии, там были и любители музыки, и профессионалы, и студенты. В рассказе Александра Соловьёва было много интересных фактов, ценных личных наблюдений, был представлен эксклюзивный музыкальный материал. И после этого воодушевленная публика отправилась в концертный зал.
По словам первого заместителя директора Свердловской филармонии по творческой деятельности Рустема Хасанова, «”Литургия” – редкий для молодежного хора репертуар. В ней Камерный хор продемонстрировал высокую хоровую культуру, тонкую нюансировку, тембральное богатство, абсолютную погруженность в музыку, умение вслед за дирижером почувствовать и передать крупную форму в ее развитии от первого до последнего номера столь непростого духовного сочинения. Конечно, такие произведения, как “Всенощная” и “Литургия”, лучше слушать в храме. Но то, что мы сегодня выносим их в концертные залы, и люди, затаив дыхание, слушают эту музыку от первой до последней ноты, и потом все это горячо и эмоциональное воспринимают, – это тоже феномен нашего времени. Когда кругом интернет, тик-ток, все коротко, все сжато и информативно. А мы предлагаем публике погрузиться в масштабную, протяженную партитуру, со сложной мелодикой и гармоническим языком. И Камерный хор блестяще справился и доказал, что им любые творческие задачи по плечу. Тем более, когда за пультом стоит столь талантливый, вдохновенный и нацеленный на высокий результат руководитель, как маэстро Александр Соловьёв. Ему удалось в этот вечер своим мастерством соединить в едином порыве молодых музыкантов двух столицы – Москвы, столицы России, и Екатеринбурга, столицы Урала. Это был настоящий праздник».
Облегчить и настроить публику на содержание «Литургии» были призваны видеопроекции картин современников Рахманинова – Шишкина, Денисова-Уральского, Саврасова, Нестерова и многих других художников из коллекции партнёра фестиваля Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В этом соединении живописи и музыки и раскрывается идея фестиваля «Зримая музыка». В фойе Большого зала Свердловской филармонии развернуты выставки – «Неизвестный Рахманинов» (в партнерстве с РНММ) и «Сирень Рахманинова», в рамках которой всем посетителям предлагается внести свою лепту и художественные штрихи в создание одноименной коллективной картины. На открытии заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и Александр Соловьёв выступили в амплуа художников, дополнив мазками акварельное полотно. По окончании фестиваля картина будет передана в дар Екатеринбургской Детской музыкальной школе №7 имени С.В. Рахманинова.
Еще один дар был преподнесен А.В. Соловьёвым – коллективную монографию к юбилею Рахманинова, выпущенную издательством Московской консерватории. Книга включила новые научные разработки ведущих российских музыковедов, в том числе профессоров, докторов искусствоведения – проректора по научной работе консерватории Константина Зенкина, заведующей кафедры истории русской музыки Ирины Скворцовой.
Со-организатором фестиваля также стали региональное отделение ООГО «Российский фонд культуры» в Свердловской области. В афише фестиваля – выступления Симфонического хора Свердловской филармонии, Уральского филармонического и Уральского молодёжного симфонических оркестров, профессиональных и учебных хоров региона. Солировать с коллективами приглашены ведущие солисты Мариинского театра Санкт-Петербурга под управлением признанных интерпретаторов рахманиновской музыки Дмитрия Лисса, Андрея Петренко.