СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ Анонсы

СОБЫТИЯ АПРЕЛЯ

Владимир Дудин,
оперный критик

1 апреля
НАДЕЖДА ПАВЛОВА, АЛЕКСЕЙ ГОРИБОЛЬ
НИЖНИЙ НОВГОРОД, КОНЦЕРТНЫЙ ПАКГАУЗ, СТРЕЛКА

Cопрано Надежда Павлова и пианист Алексей Гориболь готовят программу из романсов и песен Рахманинова, Равеля и Шёнберга, и в этом концерте исключительно прекрасны все его составляющие, в какую сторону ни потяни. Надежда Павлова — сопрано с богатейшей исполнительской историей, певица-­мастерица, жадная до разной музыки, открытая многим экспериментам, собирающая интереснейшую географию своих выступлений от Петрозаводска до Зальцбурга. У нее не бывает одинаковых выступлений, ей самой это было бы неинтересно, а потому встречи с ней обещают всякий раз множество открытий. Алексей Гориболь — гуру концертмейстерства, который умеет разговаривать музыкой, в которой наслаждается красотой своей памяти не хуже, чем Марсель Пруст. У Рахманинова взяты романсы из разных опусов, написанных в разные годы, — от символистского ор. 8 до ор. 26; «Мадагаскарские песни» Равель сочинял в 1926 году, а Арнольд Шёнберг создал свои «Кабаретные песни» в 1901-м — к открытию первого кабаре в Берлине Überbrettl («сверхкабаре»). Такой смелый, щедрый и очень правильный сегодня стилевой разброс — русский психологизм, французский этнографизм и немецкий эскапизм — сулит мощную активизацию нейросетей слушателей по коммуникации во времени и пространстве и разжигает нетерпение услышать певицу на трех языках.

7 апреля
СААРИАХО, CIEL D´HIVER
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ,
ДИРИЖЕР — ЮРИЙ ЛЕБЕДЕВ

БОЛЬШОЙ ЗАЛ САНКТ-­ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

«Как быть с современной музыкой?» — вопрос краеугольный для Петербургской филармонии на протяжении последних как минимум двадцати лет. Здесь ­почему-то в силу определенных не очень хороших традиций и тенденций считают, что если в священном белоколонном зале-храме новонаписанной музыки будет чуточку больше, репутациям Бетховена, Рахманинова и Чайковского нанесут непоправимый урон, но ведь это не так. Музыкой Ноно, Вареза, Штокхаузена, Лютославского, Шнитке, которая вообще уже стала классикой, отпугнуть невозможно — можно лишь заинтриговать, зацепить, удивить. Тем не менее политика художественного руководства филармонии по-прежнему крайне осторожна. И музыку Саариахо и Лигети дают в малых дозах, как и прежде ставя рядом с ней сочинения благонадежных авторов, но пусть хоть ­что-то. Пьесу Ciel d´Hiver («Зимнее небо») финской парижанки Кайи Саариахо дадут в смягчающем «пейзажном» обрамлении «Пасторальной» Бетховена и «Ночи в садах Испании» де Фальи. «Зимнее небо» Саариахо — это аранжировка второй части ее большой оркестровой пьесы «Орион» (2002), премьера которой состоялась в 2014 году в Театре Шатле. Она длится всего десять минут, но благодаря насыщенности партитуры, состоящей из групп деревянных и медных духовых, расширенной группы ударных от всевозможных колокольчиков до литавр, арфы, челесты — обожаемых тембров этого композитора, интенсивность пространственного звучания создает иллюзию проживания большого куска времени.

26 апреля
«СОПРАНИССИМО!»
ОЛЬГА ПЕРЕТЯТЬКО, СЕМЕН СКИГИН
БОЛЬШОЙ ЗАЛ САНКТ-­ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

Лирико-­колоратурное сопрано Ольга Перетятько и пианист Семен Скигин дают в своем любимом Большом зале Санкт-­Петербургской филармонии концерт с большой букетной программой — от колыбельных и «Соловья» Алябьева до романсов Рахманинова, каватины Нормы и песен из коллекции Полины Виардо. Об Ольге Перетятько хотели и даже некоторые пытались писать как о «новой Нетребко», но певица сломала этот стереотип. Например, она очень успешно увлеклась россиниевским репертуаром, выпустив монографический диск, а Анна Нетребко кроме каватины Розины из «Севильского цирюльника» ничего больше и не спела. Ольга, безусловно, пересекалась с Анной по очень многим позициям, но в белькантовой виртуозной беглости колоратур превзошла звезду-­предшественницу, да и партий в операх Моцарта Перетятько собрала намного больше, чем Нетребко. В репертуаре коренной петербурженки Перетятько большое место занимает и камерная музыка, в которой она по точности интонирования и эстетике звука очень близка к Натали Дессей. Ряд произведений, которые вошли в новую программу Ольги, записаны на ее диске «Колыбельная для Майи», посвященном дочери певицы. А оказаться в руках такого тонкого и экстравагантного пианиста, как Семен Скигин, мечтала бы каждая сопрано.

Владимир Жалнин,
музыковед

14–16 апреля
ПАВИЛЬОН АРМИДЫ / ВЕНГЕРСКИЕ ТАНЦЫ / SEXTUS PROPERTIUS
УРАЛ ОПЕРА БАЛЕТ

Три мировых премьеры — на сцене театра «Урал Опера Балет» от ведущих российских хореографов. После успеха Brahms Party Антон Пимонов, руководитель балетной труппы Пермской оперы, снова обратился к Брамсу — на этот раз к его «Венгерским танцам». Балет «Павильон Армиды» поставит Максим Петров, который со следующего сезона возглавит балетную труппу Урал Оперы. Спектакль на музыку Николая Черепнина покажут в декорациях Альоны Пикаловой и с костюмами Татьяны Ногиновой — тандем художниц не раз показывал высочайший художественный результат. Хореограф Вячеслав Самодуров представит работу Sextus Propertius, которая станет его последней премьерой в статусе художественного руководителя балетной труппы Урал Оперы. Музыку для Sextus Propertius написал современный композитор Алексей Сысоев. В партитуру, помимо струнных, ударных и электроники, он включил печатные машинки — аппаратами для постановки поделились жители Екатеринбурга.

21–23, 25 апреля
ЧАЙКОВСКИЙ, «ИОЛАНТА»
ЦЕМЛИНСКИЙ, «КАРЛИК»
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «НОВАЯ ОПЕРА» ИМЕНИ Е. В. КОЛОБОВА

Денис Азаров, работающий сегодня преимущественно с драматическим театром и поставивший чеховского «Дядю Ваню» к 125-летию Московского художественного театра, возвращается в оперу. Режиссер представит два позднеромантических шедевра — «Иоланту» Петра Чайковского и «Карлика» Александра фон Цемлинского. В современной театральной практике две одноактных оперы, как правило, выстраиваются в единую режиссерскую партитуру (достаточно вспомнить пару «Иоланта» — «Щелкунчик» в постановке Дмитрия Чернякова или работу Питера Селларса, соединившего «Иоланту» с «Персефоной» Игоря Стравинского). Как будут взаимодействовать история об исцеляющей силе любви с сюжетом об отвергнутом осмеянном карлике? Какие ключи отыщет Денис Азаров? Для режиссера это второй полноформатный спектакль, который он создает для «Новой Оперы».